Временная модель плодового дерева. Часть Первая.

 Посвящается Леонтию Филипповичу Магницкому, создателю первого русского учебника математики, сподвижнику Петра первого, основателю великого рода просветителей России. /1/

Продолжение работ «Волновые процессы сезонного массо-энергетического обмена в плодовом дереве» /1/ и «Новый метод оценки сорта» /4/

Досужие размышления отставного радиоинженера о физике Природы функционирования биообъекта «плодовое дерево».

(В порядке обсуждения и для разминки мозгов будущим «моделистам» физических процессов в плодовом дереве)

1. ВВЕДЕНИЕ

В данной работе собраны отдельные «свободные» мысли «сумасшедшего» безработного радиоинженера о физике функционирования плодового дерева, которое моделируется в виде колебательной системы (электрического контура) или набора таких контуров. Поскольку все организованные объекты Жизни могут быть представлены в виде набора одиночных колебательных систем, являющихся простейшими составными элементами Жизни. Когда-то, в юности, когда я только пришел на работу после окончания техникума, для меня это было открытием, услышанным от моего первого начальника научной лаборатории оборонного НИИ, кандидата технических наук, Владлена Викторовича Лебедева, с которым мы делали радиопеленгатор для ракеты, устанавливаемой на ПЛ, (я делал макет для имитации приемника сигналов). Прошло ровно 50 лет с той счастливой поры, а те ракеты уберегли Россию в самые тяжелые для неё годы буржуазной «перестройки». Тогда я был всего лишь младшим техником и теории не понимал, а был лишь «руками» наших неизвестных гениев, работавших в «шарашках». Но потом, уже к концу жизни, став безработным по своей основной профессии, но уже сам довольно опытным инженером, после 28 лет работы в отрасли, я вспомнил ту работу, по оптимизации расстановки антенных элементов в фазированных решетках. И на базе того опыта, с учетом новых знаний, (а я в конце профессиональной карьеры проработал 18 лет в ЦНИИРЭС /радиоэлектронных систем/, мозговом аппарате МРП /Министерства Радиопромышленности/, ведущим инженером, участвовал в разработке космических систем), создал собственную волновую теорию Жизни, а также разработал критерий для определения «количества жизни» в каждом ее объекте (в долях). Этот критерий я назвал «уровнем культуры» Ук, сокращенно «культурностью» (это параметр), и использую его для оценки всех объектов/субъектов Жизни, которые мне интересны, в том числе использовал для оценки качества сортов плодовых деревьев. Чему, в частности, посвящена разработанная мною методика оценки сортов, (окончательный её вариант №3), описанная в статьях /2/, /3/ и /4/, в нескольких вариантах, по пути её усовершенствования.
Эта работа является, по сути, продолжением и развитием статьи «Волновые процессы сезонного массо-энергетического обмена в плодовом дереве» /1/, написанной более 20 лет назад (имеющейся на данном сайте, с графиками в приложении). Эти свои «знания» (или представления, убеждения, пусть ложные) о волновой природе функционирования деревьев я широко использовал в своих дальнейших работах по садоводству, как «теоретических» (статьях), так и в практической деятельности в саду, по управлению деревьями в частности, где они очень помогают мне понимать происходящие явления.
И одновременно эта работа является приложением к статье /3/: «Новая методика оценки сортов», (вариант 3, доработанный). В обоснование использованных там предложений по её улучшению, за счет добавления в итоговый параметр качества сорта «культурность сорта» Ук важных параметров «скороплодность» и «лежкость плодов», а также за счет добавления нового подхода к определению «культурности» (общего качества) сорта через параметры «адаптивность мощностная» (он же «культурность мощностная») и «адаптивность временная» (или «культурность временная»). При таком новом подходе (принятом в 3-м варианте методики оценки качества сорта) «общая культурность» сорта Укс определится как произведение трех компонент: «культурность мощностная» Укм, «культурность временная» Укт и «культурность плодовая» Ук пл. Последняя определяет качество плодов сорта, по совокупности оценки их отдельных параметров; тогда как две первых «культурности» определяют общую адаптивность дерева сорта, к природно-климатическим условиям: его продуктивность с учетом выносливости – зимостойкости, засухоустойчивости и прочее, и экономичность в использовании природных ресурсов – почвенных и воздушных, (по массе питательных веществ), и солнечных + тепловых, по энергии из окружающей среды).

ххх

Прошу извинить, многие места в темах обсуждения повторяются, ибо написаны в разное время и в разных местах. И даже противоречат друг другу в отдельных моментах или несколько различаются цифрами и принятыми обозначениями. Но они имеют определённую смысловую ценность и, по крайней мере, дают пищу для размышлений (и через критику тоже), а это главное – поскольку тема слишком сложная, чтобы сейчас сразу и до конца её понять. Мне было жаль выбрасывать все это (черновые заготовки) в «мусорную корзину», ведь может быть, что кому-то это еще пригодится, даст толчок для самостоятельной работы в этом направлении: моделирования в садоводстве, на базе составления физических моделей плодового дерева и процессов в нем. Поэтому пишу отдельные мысли, не связанные общим текстом.
По сути – это черновые записи, которые понятны в основном самому автору, чтобы зафиксировать понятое, и с этого места продолжить дальнейшие размышления. Такую работу серьезно рассматривать нельзя, и с таких позиций критиковать тоже. У нас на службе такую «работу» мой начальник, Сонин Евгений Константинович (начальник космического отдела радиотехнической разведки, заслуженный изобретатель, имел более 90 изобретений), ни за что бы не «пропустил» в отчет, сказав, что «ничего не понятно, и тебя вещь не приложишь к отчету все объяснять». Но я, слава богу, сейчас «вырос из коротких штанишек», никому ничего не должен доказывать, не имею над собой начальников, «за пять минут до весны» (как поется в известной советской песне, в данном случае до «вечного покоя»). И потому могу нести «бред», на грани сумасшествия, так что даже брат-близнец, (тоже радиоинженер, причем более грамотный в этих вопросах, обработки и фильтрации сигналов, куда мне пришлось залезть при разработке моей модели, долгое время работавший в отделе фильтров, а впоследствии и окончивший аспирантуру по данной тематике), меня порой не хочет понимать и страшно «критикует» и даже бесится, от моей «безграмотности», так что до крика доходит в наших спорах, но потом в целом соглашается. А бедная «бумага» и несчастный Интернет все выдержат, там и не такую чушь молотят.
Поэтому еще раз прошу извинения и не судить слишком строго. Читать никого не заставляют, (но это лучше, чем без толку «кубик Рубека» крутить).

2. ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПЛОДОВОГО ДЕРЕВА

Предисловие

Идея создания колебательной модели, в качестве аналога (прототипа) биообъекта «плодовое дерево», сразу пришла мне в голову, (как радиоинженеру, привыкшему к рассмотрению радиосигналов и колебательных систем - электрических контуров и фильтров), когда я увидел встречные графики (кривые) прироста массы кроны и корневой системы, в течение годового/сезонного и жизненного циклов функционирования дерева. Которые приводятся во многих умных книжках по садоводству, даже популярных (см. кривые 1 и 2 на рис. 3). А также узнал о процессе сокодвижения в дереве, имеющего циклический характер, со сменой направлений по вертикали для дерева, «вверх-вниз». (Прим. Сокодвижение – это аналог тока в электрической модели, и ключ к её описанию, через построение взаимосвязанных функций, описывающих работу контура: напряжений на реактивных элементах, (емкости и индуктивности); мгновенной мощности динамической и (изменения) потенциальной; прироста активной энергии процесса (полезной совершенной работы, аналог плодовой массы в энергетическом эквиваленте); нарастания массы, (сырой, сезонной от сокодвижения и сухой, многолетней), диаметра/толщины веток и штамба (в течение сезона или жизни) и пр.
Подобрать физиологические аналоги в дереве физическим параметрам контура – это было уже совсем просто, «делом техники»: поверхность листового аппарата и поверхность всасывающих корневых волосков – аналог емкости контуров, надземного и подземного, его обкладок в надземной части (кроне) и подземной (корневой системе). Волокна определенной длины, связывающие отдельный листик с собственным всасывающим мини корешком, обеспечивающие задержку распространению соков, что аналогично инерционности в механической модели и индуктивности в электрической – есть элементарные индуктивности контура. Потери энергии при ее передаче (распространении в виде соков) по волокнам можно описать сопротивлением внутренних потерь («генератора», аналога объекта), а отданную энергию в систему Жизнь, в виде химической энергии плодов и прироста древесины, отразить через сопротивление «полезной нагрузки». А далее, рассматривая работу привычных и хорошо известных аналогов, (то есть, изучая модель), можно было лучше понять происходящие процессы в самом плодовом дереве.
Эту свою временную модель я сделал первой, еще «голодной» зимой 1992 года, (как раз когда Гайдар старательно крушил страну, а наш космический отдел посадили на голодный паек, /мы в столовую не ходили, питались бутербродами из дома/, практически оставили без зарплат и обрекли на вымирание, после 1-2 лет агонии). Она описана в статье /1/, «Волновые процессы сезонного массо-энергетического обмена в плодовом дереве», с рабочим названием «Временная модель». С графиками в приложении. [Прим. Потом я разработал еще две модели плодового дерева, т. н. «пространственную модель», для расчета продуктивности плодового дерева в зависимости от формы кроны (и корневой системы). И «культурную модель», для расчета общей «полезности» дерева сорта для Жизни (Природы и Человека), и для оценки общего качества сорта, по собственной предложенной методике, в привязке к данной зоне и искусственным условиям ухода (дополнительному агрофону).]
Однако теперь, в процессе создания своей новой версии «Методики оценки сорта плодового дерева» вынужден заново обратиться к ней и даже сильно её доработать, но, главное – лучше понять ее смысл, в связи с необходимостью осознать, в частности, как правильно найти параметр «скороплодность» плодового дерева, (не только в жизненном, но и в годовом/сезонном цикле). Я их «обозвал», для определенности, «скороплодностью большой» (обычной) и «скороплодностью малой», соответственно. А также чтобы правильно определить параметры сорта дерева: «лежкость» плодов, «долговечность» дерева и «экономичность» дерева. И, наконец, чтобы обосновать и описать такие «умозрительные» (и «подозрительные») параметры, как «адаптивность» сорта (она же «культурность») двух видов: по мощности, «адаптивность мощностная», и по времени «адаптивность временная». Которые отражают (характеризуют) способность биообъекта «плодовое дерево» изменяться по мощности функционирования, в определенном диапазоне (в течение сезона/года, в зависимости от изменения условий окружающей среды), и концентрироваться во времени (проявлять максимальную мощность функционирования, роста или созревания, в нужные краткие периоды времени соответствующих фенофаз).

2.1. Описание графиков и рисунков

На рис. 3 показаны кривые прироста сырой массы (дельта М) у надземной части дерева (кроны), кривая 1, и у подземной части (корневой системы), кривая 2. (Прим. Правильно давать кривые прироста именно сырой массы дерева, отражающей содержание соков в нем и, таким образом, процесс сокодвижения. Но можно и брать прирост «сухой», в смысле остаточной массе годового прироста в многолетней древесине. Это кривая будет иметь более острые «горбы» характеристики, поскольку пропорциональна мощности процесса, которая имеет квадратичную зависимость от тока. Это станет понятно после. Но, полагаю, об этой разнице никто не думает, когда рисуют такие графики в книжках по садоводству. К счастью, это и не столь важно на данном этапе, поскольку на наш дальнейший вывод влияния не имеет.) Эти кривые даны по модулю величин прироста массы. Но, если использовать их алгебраические величины, где знак будет отражать направление движения потока сока /потока прирастающей массы/ по вертикали, тогда вторая кривая окажется зеркально отраженной вниз, относительно оси ординат. И если сложить их алгебраически, то явно выделится синусоида потока (аналог тока в электрической модели), кривая 3.
На рис. 4 показаны кривая мощности Р - аналог интенсивности обменного процесса: ростового, когда сок движется верх, то есть на восходящей его полуволне, соответствующего первому горбу кривой 1; или генеративного, созревания, на нисходящей полуволне – соответствующего второму горбу кривой 1. Здесь кривая 1 соответствует идеальному контуру, без потерь, у которого добротность Q= бесконечности, а кривая 2 соответствует реальному колебательному объекту «дерево», у которого добротность Q не превысит 10-20 (думаю). Такая мощность процесса реальная находится в пределах от максимальной величины Рмакс (в пиках, горбах функции, при т=1/4 Т и 3/4Т), до минимальной величины Рмин, в моменты провалов функции, при т=0Т, т=1/2Т и т=1Т (начало, середина и конец сезона).
Здесь кривая мощности имеет двойную частоту, от основной функции, тока в контуре (а также от функций напряжений на реактивных элементах, индуктивности L и емкости С, обменивающихся реактивной энергией). И колеблется относительно некоторого среднего значения Рср=Ро, которое равно сумме полуволны переменной (организованной, «культурной») составляющей процесса обмена (Рмакс-Рмин)/2, и постоянной (неорганизованной) составляющей «подпорки», представляющей усредненную мощность шумовой дорожки, равной Рмин. Эта мощность отражает тепловые потери колебательного процесса (в «контуре», в модели).
Кривая 3 на этом рисунке отражает функцию мгновенной потенциальной энергии Wп(т) в данный момент в системе, содержащейся в одном из реактивных элементов, емкости (достигающей максимальной в моменты т=0Т, т=1/2Т и т=1Т) или индуктивности (максимальной при т=1/4 Т и 3/4Т). Заметим, что общая мгновенная энергия в колебательной системе «контур», состоящая из суммы потенциальной (накопительной) энергии «покоя» Wп и кинетической/динамической энергии «движения» , всегда одинакова (в стационарном, установившемся процессе, когда дерево не растет и не угасает), и лишь перетекает из одной формы в другую. Эта полезная (организованная, детерминированная) колебательная энергия Жизни во много раз (равное величине добротности Q) больше «активной» энергии потерь, (тепловых, энергии Хаоса) = Ра х Т. Для компенсации которой, ради поддержания процесса незатухающим, требуется такая же энергия, поступающая из внешнего пространства, от солнца (напрямую через его излучение и косвенно, через тепло окружающей среды).
Отношение полезной энергии плодовой массы, выданной в химической форме Wпол, к общей энергии затрат на этот процесс Wобщ= Wпол+ Wа, за весь период созревания плодов, (где = Wбп, бесполезная энергия), и определит показатель энергетической эффективности «коэффициент полезного действия» (КПД), где КПД = Wпол/Wобщ = Wпол /(Wпол+ Wа) (1). Энергетическую эффективность также можно определить и через другой показатель, аналогичный параметру добротность Q, который я чаще использую: параметр «энергетическая культурность» объекта Ук (=Q), равный отношению его полезной составляющей функционирования к бесполезной (потерям): Ук = Wпол/Wбп. Здесь параметры КПД и Ук связаны простыми соотношениями: КПД=Ук/(1+Ук) (2), и Ук=КПД/(1-КПД) (3).
На рис. 5 отображены зависимости (кривые) напряжения на концах веток кроны, Uкр, и концах корней Uкор. Эти функции есть синусоиды, находящиеся в противофазе. Они отражают осмотическое давление в тканях крайних (периферийных) элементов дерева: листьев и всасывающих корешков (волосков). Положительное напряжение отражает распирающее давление, выталкивающее соки наружу, а отрицательное – наоборот – всасывающее давление, относительно окружающей среды. (Прим. Интересное наблюдение, подтверждающее сказанное: я вспомнил, что среди лета листья и концы веток выглядят уныло и опустошенно, как будто из них пар спустили, так они всасывают питание из окружающей среды. А в начале и конце сезона ветки как налитые, с почками, готовыми распуститься. Именно из таких режут черенки.)
На рис. 6 показан график нарастания прироста «сухой» (многолетней) массы дерева, в кроне и корневой системе, («сухого остатка», после прохождения сезонного цикла потока соков). Кривая функции нарастания представляет собой синусоиду, наложенную на возрастающую линейную составляющую. Максимумы функции прироста (массы) приходятся на пики интенсивности обменных процессов, первый соответствует мощности восходящего потока сокодвижения, когда дерево прирастает вегетативной массой кроны, а второй соответствует максимальной мощности генеративных процессов, при пике отливной волны, когда усиленно наливаются плоды и многолетняя древесина в надземной части, а также прирастает (необратимой) древесной массой корневая система.
Прим. Не надо путать данную «остаточную» активную «сухую» массу «полезного» прироста с циркулирующей «туда-сюда» реактивной «живой», «жидкой» массой соков, которая многократно (в добротность Q раз) больше, чем «полезный» прирост массы.
На рис. 7 изображены зависимости для мощности/интенсивности обменных процессов в сезонном/годовом (кривая 1) и жизненном (кривая 2) циклах. (Последняя кривая не ограничена точно временем окончания сезона, а имеет плавный, медленно затухающий участок спада, подобно рэлеевскому закону). В этих графиках мы предположили, что горбы интенсивностей в импульсе жизни искусственно уплощены, придавлены, агро приемами, что приводит к их расширению, понижению и возникновению малых волн и провалов на уплощенной части горбов, а в целом к увеличению их прямоугольности.
Последнее означает, на языке спектрального анализа формы таких усложненных уплощенный импульсов, что в их спектр добавляется, как минимум, ещё одна нечетная гармоника, третья, в дополнение к основной первой гармонике сигнала. (Которую формирует один контур, имитирующий реальные регулирующие процессы в простой/упрощенной модели плодового дерева. Формирование же плоских «импульсов жизни» предполагает участие/наличие в структуре дерева (в модели) дополнительных контуров, обеспечивающих формирование нечетных гармоник: 3-ей, 5-й и т. п. В принципе, в реальности смысла иметь больше гармоник, чем две (первую плюс третью), практического смысла не имеет, поскольку дает очень малый энергетический выигрыш, по сравнению с применением более простых объектов/моделей (одноконтурных или двухконтурных, с использованием только одного дополнительного контура, формирующего третью гармонику). Замечу, что энергия первой гармоники в прямоугольном импульсе составляет (по памяти, надо уточнить) 70- 80%, третьей – около 15%, а пятой – всего менее 3-5%. При этом более высокие гармоники (начиная с третьей) позволяют увеличить скорость перестройки объекта (уменьшают длительность переднего фронта «импульса жизни»), а также повысить эффективность адаптации к быстрым изменениям погодных условий, что обеспечивает более полное использование энергии внешней среды.
Как видно из этого рисунка, уплощение и относительное расширение горбов импульса жизни приводит к сужению области провала, в середине сезонного (или жизненного) цикла. То есть увеличивается резкость перехода из зоны вегетативного роста в зону генеративного развития. Что это дает – выводы делайте сами.
На рис. 8 отображены те же зависимости, что и на рис.7, но только скорректированные селекционером сорта или садоводом в более прогрессивном направлении. А именно, сокращения длительности первого (уплощённого) горба, ради повышения скороплодности дерева и увеличения более полезного генеративного участка импульса жизни (так как нём происходит созревание плодов, которое надо максимально продлить, для зимних сортов, при нехватке летних тепловых часов, с данной зоне). При этом первый горб (вегетативного роста дерева) имеет большую пиковую мощность, (чем генеративный, более длительный) обратно пропорционально уменьшению его относительной длительности, поскольку энергия обоих горбов (площадь под кривыми горбов) должна быть одинакова, для баланса процессов роста и плодоношения в дереве.
Прим. Хотя этот баланс можно и частично нарушить, для усиления эффекта ускорения плодоношения и лучшего созревания плодов. Что и делается в современных карликовых деревьях на клоновых подвоях, где число генеративных тканей относится к числу вегетативных как 60% против 40%. Тогда как у сильнорослых деревьев, имеющих обычно затяжной рост, это соотношение нормально бывает перекошено в обратную сторону, то есть 40% на 60%. Заметим, что недостаток ростовых тканей частично покрывается из вегетативных резервов выросшего дерева, что приводит к его ускоренному старению.
По этому графику можно показать, как надо пытаться ускорить процесс скороплодности в дереве, и продлить процесс генерации (формирования плодов, что нас интересует в конечном итоге). В годовом (сезонном) цикле ускорения созревания листьев добиваются неоднократной пинцировкой кончиков растущих веток, в самой начале сезона (конец весны – начало лета). В результате чего оставшиеся не удалёнными листья, в меньшем числе, быстрее наливаются под напором соков и созревают, до размеров и состояния, когда могут сами производить процесс фотосинтеза и «кормить» себя. (Такие крупные зрелые листья по эффективности на единицу площади листвы на треть выше «нормальных» листьев, вырастающих естественным образом, без использования приема пинцеровки. По данным Р. П. Кудрявца и его рекомендациям.)
В жизненном цикле тоже стремятся снизить срок вступления дерева в плодоношение, (повысить искусственно скороплодность дерева сорта, выше его номинальной, естественной) с помощью известных агро приёмов (см. в других местах).
На рис. 9 отображены зависимости интенсивностей обменных процессов дерева - ростовых (кривая 1 для малокультурного дерева и 2 – для высококультурного), и генеративных, созревания (кривая 1 красная для малокультурного дерева и кривая 2 красная – для высококультурного). Пунктирная линия 3 отражает суммарную кривую интенсивности сезонного «импульса жизни» Тс, у которой может быть либо сильно выраженный провал, в средней части, а может быть и просто уплощенный либо даже слабовыпуклый вид. (В зависимости от величины добротности имитирующих их контуров, для кроны и корневой системы.) При чем эти графики относятся к «простым» деревьям, с естественной кроной, у которых горбы функций, при которых они достигают максимума, находятся в точках ¼ и ¾ Тс ( где Тс - период сезона). Эти «простые» деревья имитируются «простыми» колебательными системами, состоящими из двух контуров, один - для кроны, другой – для корневой системы. В принципе, при «нормальной» работе дерева, когда корни и крона по силе роста и периоду колебаний одинаковы, эти два контура могут вообще быть заменены одним, в описании модели, что я и делал вначале, в своей первой «временной модели» /1/. Хотя, наверное, более правильно её было бы описать системой их двух связанных контуров, (для кроны и корневой систем), которые, в зависимости от степени внутренней связи, как раз и формируют подобные частотные характеристики, как описаны пунктирной кривой 3. (Правда, это будет уже «полусложная» система контуров, состоящая уже из двух контуров, горбы которых могут быть расположены шире, чем в точках 1/4Т и 3/4Т, а крутизна больше, чем у одного контура. См. пояснение далее).
Такие одноконтурные фильтры называются в радиотехнике «простыми». В связи с простотой крутизна фронтов нарастания мощности (интенсивности) процессов ограничена определенной величиной, что отражается параметром «избирательность» фильтра, характеризующим провал частотной характеристики в близкой зоне от главного «лепестка» (и, т. о., подавление помеховых сигналов, для чего такие фильтры и создаются). А поскольку «культурность» Ук (итоговый параметр качества дерева), определяется теоретически, через форму его «импульсной характеристики» («импульса жизни» у нас), как отношение длительности импульса к длительности его переднего фронта (помноженным на относительную глубину провала в его центре), то её величина весьма ограничена, для простых систем (думаю, в пределах нескольких единиц, реально не более 7-10). «Импульс жизни» отражен на графике пунктирной линией, а параметр «культурность» Ук находится по ф-ле 3.
Прим. В отличие от «простых», существуют также «сложные» фильтры, (многозвенные, или многополюсные фильтры), создаваемые на базе нескольких контуров. У таких «сложных» фильтров крутизна фронтов может многократно превышать крутизну «простого» фильтра. Что позволяет набору таких контуров, (даже менее добротных, каждого по отдельности, чем у высокодобротного одиночного контура «простого» фильтра), обеспечить гораздо более прямоугольную частотную характеристику, по крутизне фронтов. Что означает, в переводе на наш «птичий язык», большую «культурность» дерева, описываемого таким фильтром, с данной частотной характеристикой.
На рис. 10 показаны общие (суммарные по интенсивности) характеристики формы сезонного импульса жизни для ряда деревьев, искусственно сформированных, имитируемых «сложными» фильтрами, с разными величинами их «культурностей», по нарастающей, от кривой 1 до кривой 3. Здесь целью искусственной регулировки кроны (и корневой системы тоже) было создание наиболее эффективной формы процесса функционирования дерева на интервале сезонного цикла. А именно, когда в начале сезона происходит быстрый/короткий всплеск мощности роста дерева, которое выводит листовой аппарат в режим стационарной работы (по фотосинтезу) [по накоплению энергии (световой и тепловой) и перевода ее (аккумулирования) в биомассе в виде химической энергии], где для поддержания дерева требуется минимальная «ростовая» энергия.
Что показано на рис. 11, кривая 1, красная. При этом листовой аппарат дерева, очень быстро, (с момента достижения листьями «половой зрелости», когда они начинают «кормить» себя сами), начинает работать на систему «дерево» в целом, в течение почти всего теплого периода летнего сезона, а в его конце выдает мощный короткий всплеск генеративной энергии «созревания». Когда быстро наливаются плоды и многолетняя древесина в кроне и одновременно происходит быстрое нарастание «зеленой» (в смысле вегетативной) массы корней дерева и их рост в длину, (рис. 12, черная линия 2). Общая, суммарная, кривая интенсивности процессов в дереве показана на этом графике пунктирной кривой 3.
Прим. Такую форму кривой, где после долгого плоского участка (в аппроксимации, на самом деле волнистого), наступает сильный всплеск функции, можно также имитировать фильтрами «сжатия», которые имеют подобную временную характеристику отклика, которые создаются для приема «сложных» сигналов. Это я упоминаю только для того, чтобы специалистам был понятен подход для определения уровня сложности такого фильтра N по его характеристике отклика, (для нас это способ нахождения параметра «культурность» Ук), как произведение величины, обратной относительной ширине такого лепестка всплеска в длительности периода неопределенности, за вычетом единицы, на половину величины относительного провала функции общей интенсивности в середине сезона, в момент Т/2. Где Ук= N-1 (4). (См. далее, ф-ла 3 и входящие в неё ф-лы1 и 2). По форме временного отклика они (фильтры сжатия) напоминают функцию ДН (диаграммы направленности) антенной решетки, из Н элементов, которую я использовал в свое время при разработке своей «культурной» модели, для всех объектов Жизни, (третьей из моих моделей, составленных для описания работы плодового дерева, обобщающей, в дополнение к первым двум: «временной» и «пространственной»). С помощью которой я могу теперь определять параметр «культурность» (уровень культуры) для любого объекта Жизни (например, как отношение организованной составляющей к хаотичной, неорганизованной, или как способность к концентрации и расслаблению, в диапазоне, то есть величине «адаптивности», функциональной гибкости).
На рис. 12 показана типовая форма импульса жизни, (в годовом цикле), по которой можно определить параметр общая «культурность» для данного дерева сорта, Укс, с помощью ф-лы 3. Где Тф1 – длительность переднего фронта импульса жизни, удвоенная величина которой даст примерную ширину первого всплеска функции сезонной интенсивности процесса – ростового, вегетативного, (впрочем, как и ширину второго всплеска интенсивности, осенней, пика созревания). Тф1=1/2(дельта Ти) (1а) Но, поскольку передний фронт чище отражает длительность одного элемента сложности, чем длительность половины всплеска (дельта Ти), (в суммарной кривой), и поскольку длительность сезона Тс составляет в нашей модели половину длительности полного годового периода Тг, то коэффициент временного сжатия можно (и лучше) определить как Ксжт= Тс/Тф1, (1б).
При этом первый подпараметр (сомножитель) «общей культурности» Укс, коэффициент «временной культурности» Укт (временная составляющая общей «культурности», она же «временная адаптивность» Адт), определится как Укт=Ксжт-1= (Тс/Тф1)-1= (Тс-Тф1)/Тф1-1 = q-1 (1в).
Где q= Тс/Тф1 – скважность импульсов, (на интервале длительности сезонного «импульса жизни» в годовом цикле, или попросту,) на интервале длительности сезона Тс, образуемых при дифференцировании «импульса жизни» (крутой передний фронт даст импульс, «пичок», длительностью Тф1, а плоская часть оставшегося импульса даст нулевой уровень сигнала).

ххх

Вторая компонента параметра общая «культурность» сорта Укс, подпараметр «мощностная» культурность Укм (он же «мощностная адаптивность» Адм), определится по привычной ф-ле, использованной часто ранее: Укм=(Рмакс – Рмин)/2Рмин= Рмакс/2Рмин – 1/2 (2а)
Примечание важное. Однако сейчас я пересмотрел тот подход, приведший к такой формуле, и пришел к выводу, что правильнее её было скорректировать, выбросив двойку, в результате чего она приобретёт вид:
Укм=(Рмакс – Рмин)/Рмин= Рмакс/Рмин – 1=К-1 (2б)
где К = Рмакс/Рмин – параметр «контрастность», обычно используемый в дисплеях для обозначения динамического диапазона яркостей, что есть отличный аналог наших мощностей Рмакс, Рмин, используемых в формулах. Так удобнее для облегчения записи формул 2 и 3, объяснения их смысла, запоминания и использования.
Тогда общая «культурность» сорта Укс» определится так:
Укс=(Укм)(Укт)=[(Тс-Тф1)/Тф1] х [(Рмакс – Рмин)/Рмин] = (q-1)(К-1) (3)
Где Рмакс – максимальная мощность обменного процесса, выделяемая в моменты пиков роста (вегетативной массы) и созревания генеративной (плодов и древесины), соответственно в начале летнего сезона (в интервале фазовых моментов от 1/8 до 1/4 Тс), и в конце, (в интервале фазовых моментов 3/4Т-7/8 Тс), в зависимости от уровня культуры дерева сорта. Заметим, что в этих пиках вся суммарная мощность обоих процессов, роста и созревания, практически сосредоточена либо в одном, либо в другом, а влияние оставшегося ничтожно. Поэтому можно в этом пике говорить о мощности только одного процесса, того или другого (см. рис. 12, где пунктирной линией 3 обозначена общая мощность процессов обмена, а сплошными линиями 1 и 2, синего и красного цвета – отдельно мощности соответственно роста Рр и созревания Рс.
А Рмин – минимальная общая мощность процессов в моменты 1/2Тс и 0, 1 Тс (середина лета или зима - лучше её середина, но можно и края, её начала и конца). Тс – длительность сезона, или сезонного цикла, полгода. Тг =Т –длительность полного годового цикла. Надо предположить, что в зимний период дерево тоже не полностью спит, а продолжает цикличное развитие, (оно «дышит», хоть и с минимальной энергией, находясь в «летаргическом» сне). Именно на этом фоне, минимальной энергетической «подставки», (условно пока в модели принятой нулевой) и происходит летний «сезонный» «импульс жизни» дерева, который мы и исследуем на предмет теоретического определения величины культурности сорта Укс.
Прим. Очевидно, что одной из характеристик, или признаков высокой культурности сорта, будет известная способность дерева к одновременности созревания плодов (для летних сортов, у которых урожай вполне заканчивается до окончания теплого время сезона), или к быстрому наливанию плодов в самом конце сезона, глубоко осенью (для зимних сортов, у которых собственные «тепловые часы» сорта на пределе «влезают» в реальные для данной зоны). Ровно таким же признаком высокой культурности сорта, при рассмотрении функций процессов в сезонном цикле, является и его способность к быстрому созреванию листового аппарата в начале летнего сезона. В жизненном цикле аналогом этого является способность дерева к созреванию плодов, называемая «скороплодностью».)
Отступление.
Эту замечательную простенькую формулу 3 можно без преувеличения назвать «формулой жизни» для плодового дерева, (но не только, ибо она имеет более общий смысл, для большинства объектов жизни, обладающих волнообразными процессами развития, существования). Поскольку она позволяет теоретически, по форме сезонного «импульса жизни», (основной характеристики функционирования дерева, через интенсивность обменных процессов в течение годового цикла жизни), определить величину параметра общего качества дерева сорта «культурность» (или уровень культуры сорта Укс), всего в одной цифре. Означающей отношение организованной («культурной») составляющей к неорганизованной, хаотичной в составе единого процесса. Её физический смысл равен смыслу параметра «добротность» для колебательной системы «объект жизни», который в моей модели имитируется колебательным контуром.
Над этой формулой я бился весь последний месяц, а до того урывками-наскоками несколько последних лет, все больше осознавая и уточняя её смысл и форму записи в своей работе над т. н. «культурной моделью». Её основы заложены ещё в работах из серии «Физика культуры плодового дерева», см. на сайте. / /. Однако полной ясности, каким простым образом записать (в каком виде представить) эту формулу, чтобы по ней удобно можно было бы найти теоретически интегральный параметр качества дерева сорта «культурность» Укс, я, убедительно для себя, понял только в это утро. (Сегодня побил личный рекорд – лег спать только в 7 часов утра, все описывал графики модели и эту окончательную формулу 3 определения Укс, были большие сомнения, чуть с братом не подрались – он не хотел меня слушать и помочь кое-что понять, что я просил, называл сумасшедшим «чайником», кричали «на весь дом» в 4 часа утра. Хотя он еще более меня сумасшедший, он сейчас два месяца корпит над составлением уравнений оптимальной формы движения горнолыжника, с разложением сил давления на склон и в органах тела, «книгу пишет». Два раза в неделю ездит на гору, снимает себя в движении, изучает их в замедленной съемке на экране телевизора и пр. пр. Я то хоть, считаю, более менее «полезным» для людей делом занимаюсь, а не пустым умствованием и холением себя.).
Поэтому, считаю. Имею право назвать это свое «горе изобретение» очередным законом, своего имени: «законом теоретического определения величины культуры сорта по форме «импульса жизни» в годовом цикле его развития». Или законом №10 (?, пока) Абакумова в садоводстве. Этот способ «теоретического» определения качества сорта дерева (по кривым зависимостей его функционирования в годовом цикле) будет хорошо дополнять практический метод определения того же параметра культурность сорта Укс, через совокупность основных агро параметров дерева сорта, (типа урожайность, зимостойкость, вкус и вид плодов и пр. главные его параметры). Как было описано и предложено делать в моей методике оценки сортов / /, в последнем улучшенном её 3-м варианте, через оценку 7 основных параметров.

Конец части 1 статьи «Временная модель плодового дерева». Продолжение в частях 2,3и 4 (приложение с графиками).

СОН (РАЗГОВОР С БОГОМ).
Сегодня у меня маленький праздник я наконец-то вывел «формулу Жизин» - математическое опредение параметра «культурность» (от отражает количственно качесвто/содержание жизни в её объеткте, через отношение полезной составляющей, организованной. К бесполезной - хаотичной. неорганизованой) (формула 3). Фактически параметр культурность есть мера Жизни в данном объекте, как величина его организованности, аналог добротности колебателоной системы в физике и тезнике. Вообще-ито я искал ее для плодового дерева, но она имеет всеобщий характер. Для всех и любых объектов жизни. Я долго к ней шел, несколько лет работав, постепенно обсасывая, но так до конца и не представил, как ее применить непосредственно к яблоне (любому плодовому дереву). Чтобы можно было по графику «импульса жизни», в сезонном цикле например, определить уровнь Жизни в объекте (грубо говоря, количесвто здоровья, как способность к адаптации к окружающим условиям, динамический диапазон изменений). Подобно тому, как по электрокардиограмме определеяют состояние здоровья человека и его сердца. А сейчас пишу статью, где понастроил кучу графиков, волнообразных и импулььсных, от которых голова идет кругом, сам запутался. Подходов было множество, тенических общих ассоциативных аналогий, а вот чистых математических решений – не было, до этого огромный путь, а знаний не хватало. Но я чувствал, что на правильном пути, и постепенно дело идет, задачка решается. И тут я смог, наконец, связать концы с концами, и найти приемлемое и удовлетворяющее меня решение, которое вполне близко к истине, так что уже можно представить публике, в статье. Короче, лег спать уже в 7 утра, довольный и счастливый, будто через облака прорвался к свету. И тут мне приснился «вещий сон».
Будто там, за облаками, меня ждал Бог. Он стоял большой, вдали, в белых свободных одедах. Как римские патриции и статуя свободы, немного похожий на Кирилла Лаврова в роли прокуратора, в замечательном фильме Бортко «Маустер и Маргарита». И я вспомнил, как Вл. Познер всегда задавал вопрос своему интервьюируемому, как это рекомендовал Пруст: «Чтобы Вы хотели сказать богу, если бы встретились с ним?»
И я начал, пользуясь случаем, спрашивать бога и упрекать, почему он, владыка мира, если такой всемогущий, допускает столько несправедливостей на земле и столько старданий людям? Напрмер, столько несчатий дал моему замечательному брату, большой души, и страданий с детства (пересчилил) что он был самый малеьнький в классе, а приходилость столько болеть. Почему так мало дал сроку жизни моей матери, и столько несчастий, моей жене, которая мучительно и рано умерла, и вообще столлько несчастий на плоанете, где процветают мерзавцы американцы, который я ненавижу, безнаказанно уливают всех несогласных, называя террористами, вклдчая целые народы, почму богатые и наглые богатеют, обирая цестных туржеников и лчучших людей, Народд, и все им сходит с рук, и даже люди им все прощают, хотя им многоих и терять=то нечего, и бог, через церковь и её правила, при этом еще и помогает им в этой глупости и смирениии, а богатым отмывать грехи, освобождая душу от угрызений оставшихся крох совести?
Бог внимательно молча, потупив голову, выслушал мой длинный возмущенный монолог-вопрос, тяжело вздохнул и сказал: «Друг мой, ты же сам все понимаешь, что я и сам не всесильный владыка, а простой слабый человек, иначе меня бы не распяли при жизни обычные солдаты, и не травили и не предали бы обычные люди, прежде чем я вознесся на небо за мои страдания и праведную жизнь. И вообще, ты ведь ученый человек, по нашим прошлым временам, изучал физику и астрономию и много других наук, и знаешь несравненно больше меня и людей нашего времени, когда бедные несчастные люди выдумали меня, чтобы стало легче жить, имея отдушину для души. И еще ты понимаешь, что придумали это не простые люди, а умные ученые помощники правителей, чтобы рабы не убивали себя сами, и не могли властвовать над своими телами и жизнями. Себе эти хитрые агрессивные хозяева мира оставили «светский» мир, а простым людям – загробный, на небесах, а точнее – всего лишь мечту о том несуществующем счастливом мире справедливости и блаженства, «Рае», которой они могли бы тешиться при жизни. А еще и мстительной мечты об «Аде», в мрачной преисподней Земли, где черти и дьяволы издеваются над «грешниками», какими являются их мучители и эксплуататоры при жизни, на этом свете. Так эти хитрые реальные владыки реального земного мира через сладкий гипноз обезопасил себя при жизни от праведной мести гонимых, истязаемых, эксплуатируемых людей.
И вообще, (добавил бог), ты же прекрасно знаешь, что меня нет, я только в твоем воображении, как переданная выдумка автором евангелия (Корана, торы и т. п.). Вот хочешь проверить, прикоснись ко мне. (И с этими словами он приблизился ко мне и протянул руку. Я попытался её потрогать, но моя ладонь прошла через пустоту.) «Вот видишь – я просто голограмма, меня видно, но меня на самом деле нет». «А как же твой голос, что я слышу?», удивленно спросил я. «И голос мой ты тоже выдумал, это ты сам говоришь от моего лица, свои мысли, как шахматист, который пересаживается на другую сторону партнера, чтобы сделать ответный ход». «И правда, (подумал я, в полусне, когда ты еще не проснулся до конца и не знаешь., где сон, а где явь), ведь бывает же, что сам себе на ходу придумываешь сон, и разговариваешь будто сам с собой, и даже просыпаться иногда не хочется, не досмотрев и не дорассказав себе интересный сон, чтобы узнать, чем все закончится».
«Так что не суди меня которого нет, слишком строго – все твои беды в основном в тебе самом, и от непонимания себя в этом мире, даже если тебе действительно здесь и сейчас многого не дано. И спасение надо искать в самом себе, развиваясь и учась «жизни у жизни», чтобы уметь жить осмысленно и радоваться данности, видеть красоту и интересность окружающего мира, быть независимым в душе от окружающего мира. И тогда обретешь покой и гармонию в душе, и люди сами потянутся к тебе, и ты будешь нужен, полезен людям. А все вместе вы обретете слаженную возвышенную жизнь, в добре и справедливости, где «без зависти и злости люди просто ходят в гости», общаются и делают общие дела, не думая всегда о деньгах и выгоде. А это и есть Рай, в осмысленном общем труде, на благо всей планете и человечеству, а вовсе не в том, чтобы надыбать, побыстрее, полегче и побольше - деньжат и убежать на лазурные острова, чтобы греть брюхо на пляже со своей самочкой или местными папуасками. Ступай себе, с миром», закончил он.
Я взглянул на усталого от жизни старика, и мне стало жаль его, непонятого многими и ругаемого, он, как избыточно добрый начальник, у которого на всех подчиненный денег (для зарплат) и внимания не хватает, и все разболтались, сами ничего не делают и делать не хотят, но только требуют от «верхов», начальства. Так развалился советский социализм, и государство СССР, в котором все это произошло, на моих глазах. Я и сам был такой социальный «инфантил», и до 40 с лишним лет все мечтал о «хорошем» идеальном начальнике (справедливом, добром, чутком, заботливом, умным, вовремя повышающим по службе и выписывающим премии, легко дающем «отгулы за прогулы», при том энергичном, способном зарабатывать деньги своим коллективом и для него, жестким к окружающим конкурентами и т. п.). В общем, как поется в той песне об идеальном муже, в исполнении Аллы Пугачёвой «Чтоб не пил, не курил, и цветы всегда дарил, тещу мамой называл, … был в кампании не скучен и к футболу равнодушен, и к тому же чтобы он, и красив был и умен, и пр. пр.). И только уже в зрелые годы, когда пора нормальным людям самим руководить людьми и становиться самостоятельными, самодостаточными, инициативными и независимыми, и когда меня и нас всех, социально недоделанных в сладком преждевременном социализме («предсоциализме», как я его называю, ибо время для него, первой фазы коммунизма, на планете еще не пришло) обрушился жестокий воспитатель «рынок» (как скрытно именуют у нас капитализм) – вот тут то и пришлось ускоренно и усиленно социально «дозревать», до состояния независимого социального элемента. И пришлось мучительно больно выдавливать из себя раба, (как говорил мой любимый писать А. П. Чехов: «Я всю жизнь выдавливал из себя по капле раба». А было ему всего-то 44 года, когда уже умирал, и Ленину «всего» 54, из которых 6 умирал от смертельной раны.
А теперь я и сам старик, (как-то незаметно вдруг им стал). Но все-таки не зря прожил довольно длинную жизнь, а в конце ее много успел понять, все мои знания как-бы спрессовались, (как в радиотехническом фильтре сжатия разные частотные гармоники, собирающие энергию в течение длительности импульса, чтобы в конце выдать сильный пик), и сложились в мощный выброс.

Ххх

И я сочувственно сказал ему: «Прости и ты меня Бог, зазнавшегося в своей гордыне «научного» атеиста. Все наши претензии от собственной ущербности, а большой души человек во всех бедах винит только себя и тем ищет пути к самосовершенствованию. Жаль, что люди многие этого пока не понимают, из-за своего несовершенства – время еще не пришло для новых, совершенных людей, самостоятельных, гордых, сильных и смелых, справедливых, то есть людей коммунистического Завтра. Оттого и страдания на Земле, и войны, и терроризм, от отчаяния; и наркотики, для потребления слабым и обогащения сильным; и грабительские банки, что как поганки или пиявки-кровососы; и ненасытные эгоистичные олигархи, оторванные от своего трудового Народа; и бессовестные парламентарии, устанавливающие такие законы, по которым зарабатываю по тысяче минимальных зарплат, и социально глупые мэры, заявляющие, что в стране 15 млн. лишних людей на периферии, и только, дескать, в «трудовой» Москве, городе «доноре», люди имеют право нормально жить, и пр. пр.
Однако извини, заговорился – просто я сейчас живу одиноко, «с ведьмедями», в глухой русской деревне, и работаю на земле, в своем саду, за забором-сеткой, большую часть года, кроме зимы. Так что поговорить не с кем, и так скоро уже 27 лет. А я все же коренной москвич, в третьем поколении, и говорить не разучился, нас хорошо учили, в советское время, хочется пообщаться, с хорошими людьми. Вот жду, пока они поумнеют, мои бывшие коллеги и соседи, сограждане, «поротыми задницами», от полученного «открытого рынка», о чем так мечтали в конце советских времен. Но я тоже время зря не терял, с той поры, как уезжал из Москвы, в свою добровольную ссылку, коммунистический «скит», маленькую семейную «коммуну». (Не зря же я жил в революционном районе Москвы, между площадью Коммуны и площадью Борьбы, Октябрьской улицей и Октябрьским проездом, около ЦДСА). Я создал за эти почти 30 лет рыночного безвременья в нашей стране, упадка и разрухи, собственную «теорию Жизни», по сути коммунистическую, поскольку как «все дороги идут в Рим», так все дороги исследователей, в разных науках, с разных сторон неизбежно ведут к победе коммунистических принципов в Жизни: от технических устройств, садоводства и прочего до общественного развития.
Я даже вывел и сформулировал свои законы оптимального развития, для садоводства, но имеющие общий характер для разных объектов жизни, целых 10, и назвал их своим именем (ты уж прости нахала). По этим законам миром правят силы Природы, организующие мир, в противовес силам разрушения, Хаоса, идущего от агрессивного расширительного начала, (в человеческой истории они представлены обществами эксплуатации и неравенства, двух сторон несправедливости). На последней стадии развития человечества, когда будут подходить к исчерпанию легкие ресурсы для растительного, экстенсивного развития, неизбежно произойдет победа мирового Коммунизма, или человечество погибнет (от ядерной или прочих войн, либо от экологической катастрофы, в сумме с природно-климатической, расовых, религиозных и прочих конфликтов).
Эти объективные законы Природы, которым подчиняется живой мир, под общим названием Жизнь, уже открыты учеными естественниками (Вернадским и другими). Все Человечество они включили в состав Ноосферы Земли, и люди, если хотят продолжать существовать, должны им следовать, в своей деятельности. Из них, (определяющих оптимальные, наиболее эффективные и экономичные, способы развития), вырастают такие высокие принципы жизни, как Любовь, Созидание, Творчество, Справедливость, Свобода, Равенство (в доступе к ресурсам развития, а не слепая «уравниловка», закон опережающего духовного развития), Мораль, Нравственность и т. п.
Вот в эти законы я верю, они и являются для меня «Богом», ведущим по Жизни мою душу и мысли. Но «коммунистическая вера» для меня – это не религиозное слепое мистическое раболепствование, как пытаются опошлить наше понимание жизни либеральные прихвостни от СМИ и платные политтехнологи. У меня это глубоко сознательное научное убеждение, я «теоретический коммунист», хотя партбилетчиком никогда не был. И между моим убеждением и религиозной верой разница – как между небом и землей. Только коммунистический научный атеизм превосходит по своему духовному потенциалу религию, в разных ее вариантах. Только он может победить религию и прийти к ней на смену, примирить разные народы, нации, расы, классы и пр., в будущей жизни человечества.
«Так что еще раз прости, и не обижайся на «коммунистическую» прямоту и на мою «правду», я к религиозным людям отношусь не просто с уважением, но с большой Любовью (к православным, своим родным и близким по нации и вере предков). К которой, правда, примешивается жалость, за их несамостоятельность, вроде как к детям малым и неразумным, бедным несчастным бабушкам и пострадавшим людям. (Уж прости, владыка, говорю, как на исповеди, от таких неверующих пользы много больше, чем от многих лицемерно верующих, из корыстных побуждений – не будем показывать пальцем). Я и храмам помогал (сгоревшую церковь восстановить в соседнем селе), и по стране кучу их объездил, и в обществе восстановления памятников старины состоял, взносы собирал, и жена у меня была глубоко верующая, из старинного рода священнослужителей (её деда репрессировали в 1920-хх годах, погиб в лагерях). И хоронил ее по всех церковным обрядам, как и других родственников. А мой отец был политрук, (тоже «чекист», считается), честнейший и благороднейший человек, прошел войну, добровольцем ушел на фронт в самый трудный ее момент, когда немцы подходили к Сталинграду, от молодой жены и с «брони», с третьей попытки. Чудом остался жив, (и я тоже, соответственно). Дед сражался на баррикадах Красной Пресни, в первой русской революции, участвовал и во второй, помогал партии (он был простым пекарем). Так жизнь свела, в моей семье, две линии – партийную, революционную и религиозную. И в единственной моей дочери, красавице – эти линии слились.»
Я хотел машинально обняться, на прощание, но обнял пустоту. Он улыбнулся напоследок и, повернувшись, пошёл вдаль и вверх, все выше в свои облака, как по мраморной лестнице, пока не скрылся в них полностью. Солнце тоже ушло за облака, небо густело и чернело, облака уже были не белые нарядные, а кучевые и страшные, и быстро клубились и перемещались, почти в моем направлении, с северо-запада, (от дома Ереминых), откуда у нас обычно приходят дожди. «К вечеру или ночью, возможно – будет дождь», радостно подумал я, и это хорошо. Садовод почти всегда мечтает о дожде, особенно в нашей юго-восточной зоне Подмосковья, где бывают частные длительные засухи, после того, как осушили наши Мещерские болота и леса. Одни миллиметр осадков в моем саду, площадью 40 соток – заменяет 30 часов полива из колодца даже моим мощным насосом «Полив», (у «Малыша» производительность еще ниже в 2 раза). Так что летний полив, в засушливый сезон, это целая каторга, отдельный вид работ, с самого утра до сильного солнца, первый заход, и вечером, после спада жары – второй, и так участок за участком, по два раза минимум каждый. Причем поливать нужно и осенью, уже на холоде, если не было дождей в августе (в это время усиленно растут корни и наливаются плоды), что не очень большая радость, часами стоять со шлангом, мокрым, рассеивая пальцами струю под деревья. (Один раз я даже сильно заболел, так что в больницу надолго загремел). Мой тесть, художник на ткацкой фабрике, живший в частном доме в Подмосковье, (у которого был довольно большой участок, около 12 соток земли), всегда бежал к радио, когда передавали сводку погоды, и, прильнув ухом к приемнику, жадно слушал новости о возможном дожде. Я над ним тогда смеялся, и лишь много лет спустя понял его крестьянскую «правду»: вода – это манна небесная для крестьянина, и не только на Палестине, в пустыне, но и у нас, в центральной России. Тесть старательно собирал водичку в бочку, и пополнял её ночами, из водопровода, поскольку днем воду в засушливое время практически не давали (в поселковом водопроводе не хватало объемов и напора).
Ххх
Тут что-то скрипнуло в коридоре квартиры – брат прошел на кухню, и я проснулся. В окошко светило яркое ранневесеннее, мартовское солнышко. Шел 12-й час пополудни, но я лег только в 7 часов, и мне хотелось еще потянуться. Утром хорошо думается, и я никогда сразу не встаю, а стараюсь додумать какую-нибудь сложную мыслишку или не решенный вопрос. (Сейчас у меня трудное время, я опять начал усовершенствовать свою физическую модель дерева, а там сплошная радиотехника, которой я не доучился, и математика, только туманные мысли бродят отрывочно в голове – физические ассоциации и аналогии, из разных областей, с которыми приходилось сталкиваться. И вот мусолишь этот вопрос, как корова накопленную жвачку, рисуешь графики, берешь какие-то конкретные примеры для проверки и лучшего физического закрепления и представления. То кажется, что что-то получается, и ты страшно доволен (как было позавчера вечером и ночью, когда написал пару сложных странниц с принципиальными графиками и расчетами, которые уже можно помещать в отчет, и уэе думал, что сделал прорыв, вывел ф-лу «жизни» №3). То вдруг настолько во всем усомнишься, встретив какое-то новое противоречие, причем настолько сильное, что рушится вся моя «теория», которую создавал несколько лет, только последнюю тему «культурную» модель, а вообще временную модель, так и не понятую до конца, я создал аж 25 лет назад! Как это было сегодня (уже) ранним утром, часа в 4 утра, когда я застрял на 3 часа, уставившись в новые графики, и не понимая старые (а их десятки, на листочках по всем местам в комнате валяются, все расширяюсь, закончить тему не могу, наверно – скоро с ума сойду, иногда уже не помню, что было совсем недавно. Интересно, сумею ли кончить эту работу. Временная модель -2, и следующую «10 законов Абакумова в садоводстве». И еще несколько задумал.

Главное – трудно графики рисовать и объяснять. Ну да ладно, хватит лирики, все расползаюсь и остановиться не могу. Надо опять мучить себя содержательной работой, математикой. Формулами и рисунками, а то так и закончить не смогу, это вполне дописанную (процентов на 60%) работу.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website