«Уроки садоводства», «Мои уроки садоводства»,
«Оптимистическая трагедия», «Невеселые размышления пожилого садовода, измученного неравной борьбой с северной природой», «Эпилог садоводства» - это все черновые названия для моей последней, заключительной статьи на тему садоводства, философски обобщающей тему садоводства в моей жизни. Это нехитрый, но искренний рассказ простого человека – обычного советского инженера, плохо владеющего языком, не писателя или литератора, но достаточного, чтобы донести смысл - о том, чему его научила жизнь на ее последнем «деревенском» этапе, в том числе и за время занятий садоводством. Без прикрас и самолюбования, а как бы исповедь самому себе – ибо в бога я не верю, а идолов среди людей у меня тоже нет (тем более ныне живущих).
Жизнь как-то неожиданно подошла к концу, в трудах, заботах и переживаниях (как всегда неожиданно к русскому крестьянину приходит зима) – и вот мне уже 61, с половиной, год – (не хочется говорить 62-ой год) – никогда не думал, что доживу до таких лет, со своим здоровьем и «комплексами неполноценности» (что такой уродился маленький, худенький, слабый, инфантильный, недоношенный, неприспособленный к суровой взрослой жизни, тупой, некрасивый и пр.). Здоровье быстро стало иссякать, видно, организм износился. [Когда пару лет назад в один день меня три раза разные люди назвали «стариком» - в разных формах (дети, взрослый мужик и старуха соседка - сказала, что сильно «сдал», «захирел») – я понял, что уже мало времени остается и надо торопиться делать добрые и наиболее важные дела. А такое самое важное для меня сейчас дело – преодолеть свою немощь и лень и написать «мемуары» - но не просто записать воспоминания, а в первую очередь – накопленные за жизнь, и особенно последние зрелые годы, мысли на разные темы, ключевые в моей жизни. «Рваные мысли» - так даже я хотел назвать свои опусы. Что я и начал, в очередной раз, делать. А то может быть и поздно, ничего не успею написать, и тогда не останутся от меня даже «рожки да ножки» - ибо меня по завещанию сожгут, если только не в деревне помру – тогда, может быть – тут – так дешевле; о останется только тире между двух дат на надгробии.]
Все меньше остается сил - всего на несколько асов в день работы, причем сразу устаешь, работа - даже вначале, еще в относительно свежем состоянии - уже не приносит удовлетворения и забвения, а после усталости начинает подташнивать и какая-то внутренняя сила заставляет притормозить, не делать или не торопиться, не напрягаться. Уже приходится на всем экономить – на простых радостях жизни – на том, чтобы сходить искупаться, в лес, в баньку, почитать, пописать (что я раньше так любил), прогулять собаку, посидеть за столом, пообщаться с друзьями, родственниками и пр. Относительно хорошо теперь я себя чувствую только во время отдыха, лежа на постели, в горизонтальном положении – и то, только после физической умеренной нагрузки, на перепаде «мышечной радости» у организма. Фактически этим (лежанием) я занимаюсь «все свободное время» от работы – на участке или по дому. Все труднее и труднее становится находить радости жизни, все меньше остается того, что тебя радует и о чем хочется мечтать, все меньше ждешь от будущего и желаешь остановить настоящее, радуешься каждому прожитому дню без «негатива» (неприятностей, не желанных дел и пр.).
Что остается нам от жизни (сейсас, в моем возрасте)? (Далее по «Фаусту» Гете) – только мысли и воспоминания. Раньше я порой задумывался – ну что мне не хватает для счастья (в реальных пределах такого, каким меня создала природа – мечтать себя изменить – то пустое и мучительное занятие, я его оставил в детстве, юности, когда пытался почти понапрасну формировать свое тело, мучил себя гантелями и бегом), чего хотелось бы испытать и иметь из того, что возможно? В молодости, быстро прошедшей (после женитьбы и рождения ребенка, смены «тяжелых» - в смысле напряженных - работ, с кучей внутренних переводов со сменой начальников и технических тематик - связанных с карьерной борьбой, постоянной изматывающей учебой во все свободное время) – живя и в центре города, мертвых каменных – бетонных строений, неестественной для живых среды – хотелось поехать на природу, в хорошей молодежной кампании, ребят и девушек - куда-нибудь в лес около речки или озера, разбить палатки, поиграть в игры (футбол – которым я увлекался, волейбол, бадминтон), искупаться или всласть поплавать; потом позагорать, погреться на нашем редком солнышке, покататься на лодке, порыбачить немного (особенно с утра), погулять по лесу - пособирать ягод в ближнем лесу (земляники, черники, малины), а ближе к осени и грибочки, бруснику, клюкву; сделать костерок, сварить вечером ушицу или грибной супчик, попеть под гитару, погрустить и помечтать – это так прекрасно удается на фоне физической усталости после дня, проведенного на природе (как поется в одной хорошей бардовской песне: «Не то, чтобы грустные, скорее – усталые – мы возвращаемся домой»). Дачи у нас тогда (и никогда после) не было (к счастью, как сейчас понимаю – нельзя себя привязывать к клочку заболоченной земли с курятником – в молодые годы) – тогда это был «большой дефицит» и считалось роскошью для простых работяг, какими были мои отец и мать; но они, выходцы из крестьянских семей, «наевшихся землей» еще в детстве, в колхозах, в голодные 30-е годы (мать с Поволжья, отец – из Калужской области) – вполне наслаждались «легкой» городской жизнью (нормированной работой и теплыми квартирами с водопроводом и отоплением), и дачи просто боялись, как каторги (особенно мать).
Короче, в молодости хотелось путешествий, ярких новых впечатлений и при этом побыть на природе. В идеале это совмещалось в автопутешествиях – тогда мы приобрели сначала старый, а вскоре новые а/м Жигули, «копеечку» и «пятерку». Вторую машину, дорого нам доставшуюся (чудом и с горем одновременно – у дяди ветерана войны, имевшего льготу на получение машины, неожиданно умер сын, летчик – в 25 лет – и он отдал свою открытку нам) – мы «лизали» целый месяц, прежде чем сели за нее (обрабатывали мовилем пороги и все внутренние полости, делали закрылки в арках колес и прокладывали слоем пропитанного брезента крылья от гниения и прю). А потом, сразу, без обкатки – покатили на юг, к родственникам в Ставрополь и на Черное море, под Туапсе (то был чудная поездка). Месяц пролетел как один день – мы ничуть не скучали по дому, а гармонично вписывались в эту походную жизнь (брат спал в машине, а мы с женой – в палатке). Эта история достойна отдельного рассказа (например, был интересный случай, когда нам пришлось остановиться в горах, на перевале – и ночью вокруг палатки ходил, наверно, медведь (как минимум, кабан) – веревки палатки обрывались, птицы кричали всю ночь.
Это был наше первое большое автопутешествие, на юг. Потом было много других – мы объехали трижды всю Прибалтику (Эстонию, Латвию, Литву) и Белоруссию, запад России (Смоленск, Михайлосвкое, Псков, Изборск, Новгород великий), Карелию, север России (Вологодский край, Калинискую обл, Ивановскую обл.), и, естественно – Золотое русское кольцо, и не один раз (в основном еще раньше, на мотоциклах «Ява» и «ЧЗ», потом тяжлых «Иж» и «Урал» с колясками – это уже брат один, без меня, когда я женился и «осел», стал летом жить у жены в пригородном доме с большим участком и садом), посещали Чеховские и Есенинские места, Поленово и пр.
Особенно гармоничны были поездки на запад страны – в Прибалтику (в эмоциональном и физическом плане, т. е. для отличного отдыха). Здесь были относительно небольшие расстояния (до последней точки на море около 1000 км, а все кольцо – в пределах 3 тысяч км.) и хорошие дороги, отличные кэмпинги (прямо на море и в пригородах Риги, Таллина, Вильнюса, Каунаса, Смоленска, Калининграда) и столовые в городах. Днем мотаешься по городам-столицам например, в Латвии, по прекрасной Риге или маленьким уютным латвийским городкам типа Резекны, Даугавпилса, Валмиеры, Цесиса, Салацгривы, Саулкрасти, или по старинным замкам в живописнейших местностях: Сигулде, Цесисе, Тракайском, и пр., по монастырям, музеям, по паркам, скверам, набережным, выставкам – и, конечно, магазинам (покупая сувениры – керамику, значки, деревянные картины, янтарные изделия и пр., а также трикотаж или пр. одежонку – для женщин и детей в основном). Останавливались в промежутке на два-три дня на прекрасных озерах, которых там великое множество. По пути останавливались в лесах, где объедались земляникой и черникой (там ягоды много крупнее и позже созревают, чем в Подмосковье – потому что климат лучше и мягче) – особенно мы побаловались ею под Даугавпилсом (чуть не заблудились в лесу), в Салацгриве (у моря), под Хатынью (в Белоруссии, неподалеку от знаменитой сожженной деревни, где сейчас мемориальный комплекс), под Опочкой (около Михайловского, где «страдал» Пушкин). Вообще, должен сказать, что красивее мест в России, чем в Псковской области, в районе Изборска – я не видел, так что если бы меня сослали бы в ссылку, я попросился бы в Михайловское, которое неподалеку – Пушкину можно только позавидовать.
Короче – по молодости и при стабильной спокойной советской жизни для наибольшего ощущения счастья мне надо было поехать в турпоездку в хорошей кампании (хорошо бы в женской) или в надежде на счастливые встречи, и жизнь улыбалась тебе. Сам отдых, хорошее самочувствие давало ощущение жизненной наполненности, радости, счастья. А уж если повезло встретить хороших друзей или любовь – это уже вершина счастья, моменты и дни, которые будешь помнить всю жизнь и жить ими. Подъем чувств и воспоминания, которые давали такой отдых в путешествии – продолжался еще долгие дни, недели и месяцы после приезда из отпуска. Еще Авиценна говорил о том, что болезни надо не лечить, а профилактически предупреждать, и лучшее средство для этого – путешествия. И Аркадий Гайдар, мой любимый в детстве писатель, примерно так же говорил о своем счастье: «Это дальняя дорога, много новых впечатлений и конечно – радость новых встреч, знакомств и романтика любви».
Но когда становишься старше, сил становится меньше, как и времени для воплощения всего задуманного, а дел - начатых и незавершенных – все больше (как ветвей на старом огромном дереве); и когда ты многое уже повидал, «наелся» этим (поняв, что все не охватишь, сам не потрогаешь – хотя сейчас есть еще возможность попутешествовать виртуально, чужими глазами и ногами, причем гораздо эффективнее - больше, дешевле и без риска – при помощи телевидения, кино, Интернета), вобрал до своего предела внешних впечатлений - то настроение меняется с «входного» на «выходное». Хочется не вбирать информацию, а отдавать ее обратно, переваренную. Хочется писать, (и думать при этом, развиваться). Даже наоборот – неправильно сказал – сначала думать, а потом писать (думать посредством «писания») – ведь письменная запись – это вид «образной» памяти, которая позволяет лучше понимать и успешнее, плодотворнее думать. Вспомните, как следователи в фильмах рисуют схемы действующих лиц в расследуемых делах, что позволяет им быстрее и лучше в них разобраться.[Как учила меня решать задачи по арифметике старенькая учительница по математике, соседка по квартире, которая помогала нам с братом подготовиться к городской олимпиаде: сначала пойми хорошо условия задачи, а для этого нарисуй их на бумаге – например, из пункта А в пункт Б движется поезд с такой-то скоростью…; или – в одну труби вливается столько-то, а в другую выливается … и т. п. Обозначь в масштабе стрелками, цифрами, фигурками… Тогда единственный из школы я прошел два этапа отбора победителей – районную и городскую олимпиады – и стал одним из победителей; нас всех собрали и наградили книжками «История арифметики»; между прочим, из которой, уже лет через тридцать, я узнал о судьбе автора первой русской арифметики Магницкого – оказалось, он предок моей жены. Я хорошо запомнил этот совет старой учительницы – светлая ей память, и нашей коммунальной квартире - «что в люди вывела меня» – тоже: мы в те послевоенные годы, когда детсадов на всех не хватало – были как «дети полка» у соседей по квартире - когда родители работали, нас передавали из комнаты в комнату; там мы увидели впервые телевизор – КВН, с линзой - и кинофильмы по нему «Мы из Кронштадта», «Детство Алеши Горького», мульфильмы «Золотая антилопа», «Снежная королева» и др. А первый подарок, который я сделал своей будущей жене на ее день рождения – был фотоальбом, на котором я написал, что это тебе для сохранения людей и событий в памяти, которая есть еще одно чувство человека.]
Когда человек путешествует – он только потребляет информацию (о чужой жизни), в роли наблюдателя, но не участвует в ней (этой жизни), может быть – только самую малость – (например, покупая сувениры или катаясь на верблюдах помогает азвитию местной «экономики»). По сути – он гость в чужом внешнем мире, подобно тому, как охотник ищет дичь в естественной природе. А зрелому человеку этого становится мало – наблюдать чужие помойки (и несовершенства) и брать только то, что есть. Ему хочется создавать самому этот мир, но более совершенный, «искусственный», чтобы не искать редкую маленькую ягодку, той же земляники, в лесу – в надежде, что никто до тебя ее не сорвет – а выращивать подобные в своем саду, причем не такие мелкие, кислые да неурожайные – а крупные, вкусные/сладкие, урожайные, такие, как садовая клубника лучших сортов.
Вот почему к сорока годам нам (с братом и женой) захотелось получить достаточно большой кусок земли, чтобы самим творить на нем все, что захотим - не спрашивая согласия хозяев земли (даже родственников, родителей моей жены, которые упорно в течении 20 лет не давали развернуться на своем большом участке, из года в год сажая одну картошку, причем моими руками (и членов моей семьи), которая не давала мне никаких девидентов и удовлетворения, хотя отнимала много сил и времени).
А что мечтает делать на своей земле («голодный» на «витамины» - фрукты – овощи), горожанин? Конечно, его голубая мечта – развести сад! Что может быть прекраснее сада – этого оазиса жизни? Сад в цветении, в зелени среди лета, в период плодоношения, даже зимой, в снегу и весной, на фоне яркого последнего снега, когда видны все веточки и все замерло в ожидании новой жизни – это чудо. Не спроста по христианской вере рай представляется райским садом, а жизнь зародилась от искушения, которое олицетворяется «райским яблочком», которое змей-искуситель дал надкусить Адаму и Еве.
Сады прекрасны разные – и абрикосовые, и сливовые, и вишневые, и гранатовые, персиковые, апельсиновые, мандариновые, виноградовые, грушевые; и даже кустарниковые – смородиновые, малиновые, крыжовниковые, и декоротивные – сиреевые, жасминовые, розовые и пр. Но все же самая выдающаяся садовая культура для европейских народов – это, несомненно – яблоня.
Это объясняется ее относительной зимостойкостью (из крупноплодных фруктовых культур она пробралась выше всех на север, в горы - т. е. завоевала самый большой ареал распространения; довольно большими размерами плодов; их очень широким спектром вкусовых качеств (на все «вкусы»); высокой полезностью – содержанием витаминов, микроэлементов и прочих биологически активных веществ; урожайностью; длительным хранением плодов, т. е. лежкостью (многих сортов); прочностью кроны; долговечностью дерева (до 400 лет). Плоды яблони содержат почти все необходимые биологически активные элементы для человека, которые можно получить из фруктов и ягод. Благодаря этим достоинствам в России ябоня стала главной плодовой культурой, ее сады занимали более 80% всей площади садов в царской России. (Кстати, второй культурой по распространенности был крыжовник, посадки которого достигали порой до 20% территорий).
Чехов в своей знаменитой предсмертной пьесе, духовном завещании – «Вишневый сад» - воспел его как символ жизни и утраченного счастья (соединенного с воспоминаниями о детстве и лучших дня жизни). Бунин упрекал Чехова в незнании жизни дворян, ибо у них не было вишневых садов, а были яблоневые (читайте его «Антоновские яблоки»). Но этот барчук не прав, для великого Чехова (гуманиста, в отличие от самовлюбленного «аристократа» и сибарита духа Бунина) – важна не документальная суть страданий «дворянских аристократов», особенно от потерь, вызванный революцией, ибо в потери собственности – усадьбы – вызваны как раз совсем другой причиной – своим паразитическим существованием, бездельем и беспомощностью, вызывающими у нормальных людей отвращение, а не сочувствие и умиление. А суть духовная, ибо не столь важно, какой сад ты потерял – вишневый, яблоневый или сливовый – а тот, в котором прошли твои лучшие годы, детство, замужество, рождение и смерть ребенка, жила и умерла мама (еще те же обои) – как для Раневской. Этот сад, дом и уклад его – стали для тебя райскими, «раем». А для кого-то (нового представителя активной «элиты» общества) этот старый дом – просто рухлядь, которую надо быстрее уничтожить, чтобы освободить место для новой жизни: а сам вишневый сад – это только площадка земли для продажи повыгоднее (богатым горожанам под дачи). Для Бунина это был яблоневый сад, а для Чехова – вишневый. (В названии фильма специально это противоречие было устранено тем, что ему оставили одно обобщенное название – «сад»).
Я думаю, что даже могу объяснить, почему именно вишневый, как садовод, знающий Подмосковье. Дело в том, что, во-первых, вишня – очень нежная (к тому же плохо формируемая по кроне) культура, которая очень плохо растет в большей части московской области. (Сам Чехов, который купил дом в Мелихово, на юго-западе области, где только и способна она относительно неплохо расти – по зимним условиям и глинистым почвам – хорошо это знал и писал об этом: «В Москве вишня растет плохо», тем более что в Таганроге, откуда он родом, шикарно растет не только вишня, но и черешня. Возможно, именно поэтому он хотел описать эту культуру – как воспоминание детства – возможно, он видел такие сады на юге.) Во-вторых, - это редкая для Московских условий культура, и тем особо ценная (моя свадьба происходила в майском цветущем вишневом саду, что в пригороде Павлово-Посада), а вот здесь, в Мещерских местах – вишня хорошо расти не хочет. В-третьих, она имеет очень нежную, кустовую, очень быстро стареющую и плохо формируемую крону, с большим количеством мелких веточек, ежегодно усыхающих. С учетом низкой зимостойкости (почти всех вкустных сортов), а также повсеместным заболевание двумя болезнями – коммикозом и моллинеозом, ослабляющими дерево и вызывающими преждевременное осыпание листвы – уход за деревьями вишни достаточно трудоемок и не рентабелен. Их трудно выращивать и саженцами (прививать маленькие рано распускающиеся веточки трудно) – так что их не хотят выращивать в ТХСА (единственную культуру, которую у меня готовы были принимать на реализацию и которую они мне предлагали выращивать для их реализации).
К тому же вишню склевывают птицы, что добавляет трудностей для ее выращивания.
Но все же здесь я хочу написать в основном, поконкретнее - о садоводческой части своей жизни – и о том, что мне дало увлечение садоводством. А оно дало мне исключительно много – благодаря садоводству (его изучению) я дошел до понимания смысла жизни вообще и отдельного человека в частности (и теорию эволюции; и законы развития материи, от растений в виде плодовых деревьев, до человеческого общества; принципы построения капиталистического (рыночного) и коммунистического (социалистического) обществ и их целесообразность (преимущества) на определенных исторических этапах общественного развития, и недостатки (ограничивающие период их существования). Об этом написано в других моих работах (см. на сайте) – здесь не будем повторяться. Но по огибающей к этой теме мы еще вернемся, ниже.
1.1.
Историческое предисловие В последние, переломные для страны два десятилетия капиталистической реставрации, многие судьбы советских людей (соотечественников) были переломаны и заставили их круто поменять жизнь (работу, профессию, место жительства и даже страну, семью и т. п.) и переосмыслить для себя человеческие ценности и «истины». Люди были лишены привычных представлений и опор для души, ума, жизни вообще. Многим пришлось заново создавать разрушенный мир своих представлений, свою жизненную философию, искать смысл жизни в новых условиях. Буржуазная «рыночно-либеральная» «контрреволюция» в России самым болезненным образом затронула и нас с братом, двух советских инженеров-электронщиков, работников оборонного комплекса, (головного института, по сути – мозгового центра - МРП) – которые потеряли первыми и больше всех – поскольку нас вмиг сделали не нужными и превратили «из князей в грязи». Нас попросту вычеркнули из новой жизни, «выкинули за ее борт» - причем как раз в тот момент, когда мы были на подходе к вершине своей жизни, в профессии и готовы были реализовать все те усилия, которые были вложены за всю предыдущую жизнь (мы отработали почти по 27 лет, пройдя путь по всем низовым ступеням от лаборанта и младшего техника до ведущих инженеров, достигнув почти пика своей технической и человеческой зрелости).
Нам (с братом-близнецом) в этом смысле было и проще, и сложнее одновременно, чем большинству.
Проще потому, что мы были к началу перестройки вполне сложившимися людьми, которые благодаря хорошему советскому образованию и воспитанию, живя в столице, в гуще событий, уже хорошо продумали происходящие перемены в обществе и их последствия, и потому в «интеллектуальном» плане были к ним готовы. Т. е. мы не «растерялись» в душе и нам не пришлось менять свои взгляды и убеждения, пускаясь «во все тяжкие» ради приспособления к новой жизни и используя широко открывшиеся возможности для хищнического обогащения. Мы просто всей душой не приняли эту буржуазную контрреволюцию, но ничего не могли сделать - хотя немножко участвовали в ее торможении – ходили на демонстрации, писали письма в журналы и газеты, снимали директора на своем предприятии, ходили на выборы и контролировали участки, агитировали в личном порядке близких и отдельных граждан и пр.; а военные и террористические методы мы, коммунисты по убеждениям – в партии никогда не состояли – не приемлем, если только буржуи не развяжут гражданскую войну. (Но поскольку до открытой гражданской войны дело не дошло – т. к «караул устал», т. е. народ устал от войн и кровавых потрясений [а русский народ сейчас самый политически зрелый и многоопытный в мире, что бы нам не внушали - и он многому научился методом «самопоротой задницы», на собственных ошибках, и продолжает ускоренно обучаться пропущенному опыту капитализма, «рынка» - как его скромно стыдливо называют наши бывшие советские идеологи социализма, вмиг «доросшие» до капитализма, типа Ципко и пр. дураков и мерзавцев] и они тихой сапой взяли власть, объявив нам, «коммунякам», нещадную тихую войну на выживаемость – то мы ее приняли, также в тихой завуалированной форме «итальянской забастовки» - уехав в деревню и не подчинившись им, не став на них прямо работать и обслуживать их пирамиду, с Чубайсами-Абрамовичами на вершине. Они хотели нам доказать, что мы не нужны и что мы – несовершенные людишки, дерьмо, «серые злобные мышки, не желающие работать на прекрасных столыпинских («буржуйских», расшифруем) принципах индивидуального хозяйствования, которому предпочли «социалистический» принцип коллективной безответственности» - по выражению апологета буржуев и «элит» всех мастей Никиты Михалкова, вчера представлявшего Столыпина на звание «человека России 2008 года». Т. е. прокляли коммуняк за то, что они не хотят добровольно ложиться под новую российскую буржуазную «элиту», нуворишей (новых воришек) и получать удовольствие, да еще и других не дают оболванивать. А мы решили им доказать обратное – что как раз паразит не нужен работнику, а не наоборот, что мы сможем прожить без них – а вот они без нас – нет. Что и доказали за 17 последних лет, хотя я забегаю вперед.
А
сложнее потому, что началась чужая, чуждая и отвратительная для нас жизнь, почти не приемлемая, когда в людях пробудили все худшее, что в них было, и оно из них полезло. Когда вдруг оказалось, что более 90% окружающих людей (по крайней мере из «дорогих» «продвинутых» москвичей, в том числе твоих сотрудников по НИИ) – мерзавцы или просто мелкотравчатые людишки, так яро поддержавшие «демократические» - а по сути – «элитарные»/либеральные, т. е. как раз антидемократические преобразования. Поскольку в этом названии - «демократический» - содержится всего лишь обманный демагогический трюк для выворачивания наизнанку - с последующим закреплением – нормального здравомыслящего сознания, где «демократия» подразумевает власть низов, большинства народа, а не его «активной» верхушки, «элиты», требующей вседозволенности и неограниченного потребления под лозунгами «прав и свобод человека, личности», «общечеловеческих ценностей».
Жить в этом мире хамства распоясавшихся мелких паразитов и приспособленцев всех мастей, которые только и думали, как бы затоптать слабых окружающих и побольше урвать в этом хаосе – было омерзительно. Ходить в подчинении у молодых рвачей и нуворишей, которые брезговали пожилыми (а нам к увольнению, в 1993 году, было по 46 лет, и таких уже не хотели брать на многие работы, тем более что рабочих профессий мы не имели, да и силы уже не те, для физических работ), работать в ларьках, продавцами на рынках, переходах и пр.– было унизительно. Две зимы пробовали работать на стройке – но и там был кругом обман рабочих: многомесячная задержка зарплаты; работа по договору, без прав – без трудового стажа, без больичных, в выходные и праздники по требованию начальника; без профсоюзов; без техники безопасности, со своим инструментом и рабочей одеждой, произвол начальства, штрафы, грубость работяг, воровство, а в последующие годы и нашествие нерусских гастербайтеров. Короче, уже к 1995 году стало ясно, что в новой московской жизни достойного места для нас нет, и что все эти перемены «всерьез и надолго», на нашу жизнь их избытком хватит - и мы сознательно, и без сожаления, уже окончательно распрощались с городском жизнью и попытками в ней устроиться, и уехали жить в дальнюю деревню, в самое глухое место области.
Я не жалуюсь на новую «рыночную» жизнь, хотя никогда ее не признаю в душе (в главном ее принципе – неограниченной частной собственности и вытекающих моральных законах и нормах). Более того, я лично во многом ей благодарен – я никогда бы не жил так «по-своему» (физически и психически, на просторе и в своем ритме). Не смог бы так самореализоваться, пожить на природе, (где можно летом вдоволь наесться овощей, плодов и ягод в своем саду и в лесу, каждый день купаться, отслеживать вспышки грибов и ягодных урожаев); позаниматься тем, к чему лежит душа – и поработать на земле, и позаниматься со вкусом строительством и реставрацией своей старой маленькой избушки, и в московской квартире сделать своими руками евроремонт за несколько зим; и поизучать бытовую новую электронную технику, (где сейчас происходит настоящая революция смены форматов, поколений аппаратуры и пр., я выписываю несколько технических журналов); и постичь тонкости и законы садоводства, а через них лучше понять саму жизнь человека и общества; и вдосталь пообщаться с любимой русской природой – лесом, водоемами, лугами… В общем, как хорошо выразился один хороший советский эмигрант, поживший в США: «Я ненавижу американский капитализм, но мне нигде так хорошо и комфортно не жилось, как здесь».
Мы тоже, хотя и ценой постоянного - на пределе сил – труда за эти 17 лет тоже сумели неплохо обжиться и приспособиться к этой новой жизни, у нас «все есть», что нужно для «трудного» счастья нормальному человеку (и радиоинженеру по образованию, любителю бытовой электронной техники и вообще техники): отличный автомобиль (только что купили, вскладчину на две семьи, как и дом); отличный комплект бытовой электроники: два компьютера, два ноутбука, полупрофессиональные электронный аппарат и видеокамера; хорошие видео рекордеры (в Москве и здесь, в деревне), два видеомагнитофона, 4 музыкальных центра, 6 телевизоров разных поколений, вплоть до плазменного и жидкокристаллического в Москве – на каждую комнату в городских квартирах и деревенского дома; газонокосилка, куча электроинструмента, насосы, бытовая техника (кухонная и др.). Три антенны, две телевизионные (спутникового и наземного вещания, принимающих около 30 станций бесплатно), и одна для УКВ- радиовещания (принимающей до 20 станций, из них 15 - с хорошим качеством). Есть (у каждого) хорошие городские (московские!) квартиры в престижном районе, деревенский - восстановленный, хорошо отремонтированный - дом с двумя прирубами, с эффективной печкой, с тремч подвалами, гаражом с ямой, сараем, душем, туалетом, замечательным колодцем с чистейшей водой (в неограниченных количествах даже в засухи), водопроводом по всему участку под бетонными плитами; огромный коллекционный сад на 30 сотках (правда, сейчас я его пересаживаю, он пока в саженцах), а всего в использовании более 40 соток земли(соседи дали). Лес в трехстах метрах, два пруда для купания, хорошая дорога до Москвы, грибы («вся таблица Менделеева»), ягоды (черника, брусника, земляника, клюква).