Формулы жизни, культуры и счастья

1. ПРЕДИСЛОВИЕ


Какое отношение эти «абстрактные» темы имеют к садоводству, и зачем я «пудрю мозги» «честным простым садоводам», желающим только знать ответы на «простые», конкретные вопросы типа, какие сорта лучше и как правильно ухаживать за деревьями, чтобы получить эти самые отборные плоды? И вообще, зачем лезть в «дебри» науки (или «псевдонауки», как многим кажется), в таком вроде бы простом деле, как садоводство? (Напомню, что во времена СССР сельское хозяйство тоже считали самой простой отраслью народного хозяйства, и она была «отстойником» для провинившихся номенклатурных партократов - руководителей, куда их направляли на «подъем» этой «отсталой» отрасли. Потому она и была самой отсталой, заметим, лишь полем для всяческих волюнтаристских экспериментов, типа с кукурузой у Хрущева, а до того всяческих необдуманных, антинаучных упражнений с природой у Лысенко).

На самом же деле, как я твердо понял за 25 лет активного занятия садоводством, (уже в зрелые годы, второй половины жизни), без понимания общей теории природы невозможно успешно заниматься сельским хозяйством, агроделом, и особенно плодоводством - в экстремальных северных и континентальных условиях большей части территории России. Все те вопросы, которым посвящена данная работа, есть прямое следствие логического многолетнего развития мыслей, в попытке ответить на первоначальные «простые» вопросы садоводства, с которых я начинал в конце 1980-х годов, когда только приступил к этому делу с большим интересом, а именно.
- Как получить наилучшие плоды и урожаи в наших (подмосковных) краях?
- Что такое «интенсивное» садоводство, чем оно хорошо и выгодно, почему за рубежом (на Западе, в США и даже в Северной Корее) оно давно стало основным, а в нашей стране долго оставалось непризнанным и до сих пор мало распространенным?
- Чем так хороши (и плохи) карликовые деревья, относительно обычных «сильнорослых»?
- Как связана целесообразность их применения с условиями выращивания, (то есть с естественными, в данной местности, природно-климатическими и искусственно, с помощью агроприемов, созданными условиями в саду), и в первую очередь с продвижением садоводства с юга на север?
- И другие подобные, вполне конкретные, чисто садоводческие вопросы.

(В те годы «карлики» в нашей стране только начинали приобретать популярность, хотя многим были и не «по зубам» в наших естественных природно-климатических условиях. [Причины этого мало кто понимает и до сих пор, и споры об их преимуществах и недостатках продолжаются и поныне, даже среди специалистов. Причем многие авторитетные научные мужи, в области агронаук, до сих пор отказываются признавать «карлики» как целесообразное направление в массовом любительском и промышленном садоводстве, по крайней мере, в зоне Подмосковья и севернее. Например, В. И. Сусов, многолетний руководитель Мичуринского сада ТХСА, и у него есть для этого веские основания. Заметим, что главным направлением научной деятельности В. И. Сусова было изучение вопроса повышения зимостойкости плодовых деревьев и их урожайности в условиях северного климата, в частности – нашего подмосковного.]. Да и до сих пор большинство садоводов практиков северной зоны России упорно не хотят однозначно признавать преимуществ карликовых деревьев, и тем более их разводить в наше трудное для сельского хозяйства «перестроечное» время, (а садоводство – дело инерционное, ибо связано с выращиванием многолетних растений, отдача от которых отодвинута сроком около 10 лет, когда они выходят на пик урожайности). Так, по данным научной конференции в орловском ВНИИСПК, в 2010 году, в садах ЦР России использовалось всего лишь около 1% карликовых деревьев.

Исаак Ньютон, отец классической механики, именем которого названы три основных ее закона, создал все свои физические открытия до 43 лет, после чего перестал заниматься физикой, и отдался религиозным поискам, (где его достижения мысли мало кому известны, и, наверное, не столь полезны).
Моя судьба сложилась так, что примерно до тех же лет я профессионально занимался радиотехникой, работая на оборонном предприятии; а потом стал жить в основном в деревне и активно, полу любительски, полу профессионально, занялся садоводством. Однако, моя прежняя профессия и знания в области физики, сам инженерный подход к работе - постоянно заставляли меня искать аналогии у природы (в частности, у такого ее биообъекта, как плодовое дерево) с общими физическими законами. (Которые, заметим, определяют течение процессов Жизни во всех ее проявлениях и областях, вплоть до общественной, политической – хотя и не напрямую, лишь подспудно, и очень мало пока осознается людьми, даже большими политиками). В этих размышлениях о явлениях природы в области садоводства и о Жизни в целом, об общности их законов проявления и многочисленных аналогиях из разных ее областей – мне пригодились все знания, которые мне были даны прекрасной советской системой образования в школе, техникуме, институте, уже при работе в нескольких НИИ - замечательными людьми - преподавателями и руководителями – почти по всем предметам и дисциплинам, которым там обучали, и чему учился самостоятельно. От общественных дисциплин – философии, в частности, до естественно-научных (физики, математики, химии, биологии) и технических (радиотехника, теория обработки сигналов и ее разделы, типа спектрального анализа и прочих).
[И я благодарен судьбе, и даже «гайдаровской шоковой терапии», что вынудила меня уехать в деревню, и дала мне возможность прожить вторую, по сути, Жизнь, или зрелую часть общей - на природе, получив возможность свободно и концентрированно думать, когда мои мозги принадлежали мне самому, а не начальству и выматывающей технической работе, а также на непроизводительные «трения» с окружающими людьми, тратой впустую сил на дорогу на работу и прочие бытовые вещи. Даже, несмотря на все мытарства и унижения от самого длительного, почти 20-ти летнего, процесса выживания и потери социального престижа: все это такие мелочи, понимаешь в конце жизни, жить и оставаться Человеком можно везде и всегда. (А считаться Человеком может только тот, кто участвует в «культурном» развитии общества. Это по научному «физическому» определению, заметим, забегая вперед. Кстати, прилагательное «культурное» к слову «развитие» можно опустить, это тавтология, поскольку понятие «развитие» предполагает именно качественный рост, который и определяется параметром «уровень культуры». См. далее).]

В итоге, буквально к самому последнему времени, у меня сложилась довольно четкая целостная концепция Жизни, содержащая понимание ее происхождения; целей; волновых принципов протекающих ее процессов; соотношения, чередования и роли количественного и качественного этапов развития в отдельных биообъектах; неизбежного постоянного усложнения, или повышения «культуры», качества, развития (пока есть Жизнь) - как совершенствование механизма адаптации к окружающим условиям, в борьбе за самосохранение. И многое другое.

Три понятия – Триада – приведенные в заглавии статьи: Жизнь, Культура и Счастье – объединены физически самым тесным образом и имеют четкий, определенный физический смысл, позволяющий их формулировать на математическом языке, моделировать и научно исследовать. Причем относится это не только к биообъектам («живым» объектам органического происхождения различного уровня «сложности», развития – от простейших растений и организмов до человека и общества, «цивилизации»), но и к любым сложным (организованным) объектам, которые уже по определению являются объектами Жизни и ее носителями (потом докажем).
Ключевым физическим параметром в этой «триаде» является параметр «культура», и его количественный показатель, «подпараметр», «уровень культуры», названный мной для краткости «культурностью». Фактически параметр «культурность» есть количественная мера Жизни (организованности, см. далее), а поскольку сама Жизнь – есть процесс качественный (как сказал А. Эйнштейн), то «культурность» - есть мера «качества» («организованности») того или иного процесса или объекта Жизни, удобный для объективного сравнения уровня развития разных объектов (например, того же – определенного - плодового дерева; или физиологического организма человека; или Человека, как элемента общества; или общества данного типа или конкретное).

Физическому определению, то есть «формулировке», понятия культура и параметра «культурность» и посвящена большая часть данной работы, которая есть продолжение двух предыдущих работ на данную тему, названных «О физике культуры плодового дерева», в 4-х частях, и «О культуре плодового дерева в физической трактовке» (см. на наших сайтах).

Счастье – это возможность максимальной самореализации, то есть достижения предельно-возможной (потенциальной, потенциально-заложенной «генетически») культурности (сложности - в данном объеме жизненного пространства и интенсивности - в данном временном интервале жизни) у данного объекта (биообъекта) благодаря должному, (соответствующему) обеспечению окружающей среды массо-энергетическими ресурсами. (Наиболее удобно и наглядно рассматривать, в качестве примера, плодовое дерево в саду, которое достигает своей максимальной генетической естественной оптимальной формы кроны и корневой системы, их общих размеров и плотности листвы и корней в единице объема, будучи достаточно обеспеченным питанием, из почвы и воздуха; а также энергией солнечного излучения и окружающего тепла, при этом достигая максимальной интенсивности плодоношения и суммарного урожая за весь период активной жизни.)

Однако мы забежали вперед, рассмотрим все подробнее и по порядку. Но главное, что еще раз хочу подчеркнуть – это то, что понятия Жизнь, Культура (Культурность) и Счастье – это вполне физические величины, поддающиеся строгому определению (формулировке), измерению и сравнению у разных объектов. И что без понимания этих вопросов, на теоретическом уровне, невозможно, в частности, интенсивно развивать садоводство в правильном направлении – ибо эмпирические методы его развития (случайных поисков) себя почти исчерпали. На подходе методы моделирования различных процессов в садоводстве, при этом для начала необходимо увеличивать долю расчетных методов.

Слово «культура» в настоящее время понимается в обществе очень узко, его узурпировала почти полностью гуманитарная «прикладная» сфера, имеющая довольно малое отношение к реальной жизни. Это, как многими полается, сфера театра, кино, музеев, выставок, шоу представлений, книжного издательства, обмена между странами в этих областях и т. п. На самом же деле слово «Культура» отражает базисное содержание Жизни, ибо характеризует, с физической (естественнонаучной) точки зрения, уровень развития любой материальной сферы или отдельного объекта, процесса. Каждый, кто занимается наведением порядка на своем «подведомственном» участке Жизни – будь то на работе, благодаря чему повышается производительность труда, комфортность работы, жизни; тот же садовод-огородник, повышающий урожай на своем участке, или домохозяйка, наводящая порядок в доме и т. д. и т. п. – все они участвуют в культурном развитии (обобщенной «материи»), то есть приращении Жизни.

Важно отметить, что культура создается, прежде всего, в основной, базисной сфере жизни, которая первична, поскольку насыщает общество различными сложными средствами, необходимыми для «духовного» развития людей. Это и хорошие дороги, облегчающие связи между людьми, и средства коммуникации (телефон, радио, телевидение, Интернет, печатные издания), и заводы, строящие автомобили, самолеты, пароходы, перемещающие физически людей. И школы, стадионы, больницы, электростанции, котельные и прочее, прочее, обеспечивающее людям возможность нормальной благоустроенной жизни, на базе которой только и возможно духовное развитие.
Короче, в Жизни все так взаимосвязано, что невозможно, по мне, рассматривать отдельно ее стороны, с том числе и садоводство. Поэтому прошу извинения у читателей за отдельные отступления, которые многим могут показаться неуместными. (Но для меня всяческие аналогии, с явлениями из других областей, позволяют глубже понять рассматриваемый вопрос.)



This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website