17 законов Абакумова в садоводстве. Часть 3.

3.9. ЗАКОН № 8 – согласования культурностей объекта и среды.


Закон необходимого «оптимального согласования культурностей (уровней культур) объекта и окружающей среды» отражает тот физический факт, что максимальная отдача сорта (в смысле реализации его биопотенциала) может происходить только при соответствии его внутренних физиологических параметров и качественных условий внешней среды, (определяемых также, для однотипности определений и понятий в р/т модели, через параметр «культурность» среды Ук среды.) Подобно закону «согласования генератора с нагрузкой», в электротехнике, который гласит, что максимальная отдача мощности генератора в нагрузку будет при равенстве (=согласованию) внутреннего сопротивления генератора, (отражающего его «потери», воспроизводимой им же энергии на самоподдержание). И сопротивления внешней нагрузки, на котором выделяется мощность всей энергии генератора, отдаваемой во внешний мир, в систему «Жизнь». Или, аналогичному закону в радиотехнике (р/т), согласования частотной характеристики приемника с формой спектра сигнала.

Если «культура» внешней среды (отражающая насыщенность питательными веществами в почве, для корней, и насыщенность распределенной светотепловой энергии в воздушной среде, объема кроны), превышает культуру биообъекта ПД, (по качеству), то часть её пропадает зря. То есть менее культурный объект не может всю ее «переварить», интенсивности дерева для этого не хватает. Так происходит, например, когда «малокультурное» северное дерево переносят на юг, где ему «слишком жарко», в летний период. А его избыточная выносливость здесь не используется, а только мешается, ибо тормозит и ограничивает активность «процессов урожайности». Или, аналогично, для «простых» однолетних растений, когда «малокультурную» рожь, рассчитанную генетически для северного климата, высаживают на юге. В то же время более «высококультурная» пшеница, имеющая гораздо больший генетический потенциал, проявляемый в своей «родной» южной природной зоне, дает там урожай многократно больший, чем менее «культурная» рожь, (по степени интенсивности внутренних процессов), в той же южной зоне. Однако, при переносе обоих культур в северную зону выращивания относительно менее урожайная, по паспортным данным рожь, выдает в своей родной зоне стабильные высокие урожаи, тогда как пшенице не хватает условий (тепла и гумуса/питания в почве), для своей полной самореализации, да и просто может подмерзать при плохих морозных вёснах и заморозках на почве. В результате она не выдает даже урожая ржи, а может и вообще погибнуть (особенно в фазе всходов) при неблагоприятных условиях.

А если внешней «культуры» среды не хватает для данного вида растения (сорта ПД), то это растение не может полностью реализовать свой генетический потенциал. И то, и то равно плохо. Поскольку избыточная продуктивность/урожайность (как компонента культурности), как и качество плодов (размер, в частности) осуществляется (как правило) за счет недостаточной выносливости (экономичности в потреблении ресурсов, засухоустойчивости летом и зимостойкости зимой). И если она не используется, то дерево теряет в общем качестве. И т. п.



Этот закон удобен для использования в р/т модели, где ПД представляется в виде колебательной системы (одного контура в модели «простого» дерева или нескольких для имитации «сложного» интенсивного сорта ПД), в определенными параметрами добротности Q (который определяет общее качество колебательной системы, отраженное в модели и в работе параметром «культурность» Ук пд=Q (во второй степени). Применение понятий радиотехники позволяет использовать известные и привычные методы спектрального анализа и обработки сигналов из этой области, в том числе кучу готовых аналогий и решений. Благодаря чему лучше понять общую физическую суть происходящих процессов в ПД, что позволит правильно направлять усилия для улучшения «работы» отдельных деревьев, сада и самого садовода.

3.10. ЗАКОН № 9 - УСЛОВНОСТИ КУЛЬТУРЫ ПД.


Этот закон, «Условности культуры плодового дерева», отражает привязанность этого параметра качества дерева Ук пд к культуре окружающей среды. Этот закон, №9, перекликается с предыдущим законом, №8, однако это совсем разные характеристики. Данный закон отражает то явление, что параметр «культурность» для ПД не есть абсолютная величина, константа, в разных условиях существования, а проявляет себя по разному, меняя свое значение, при изменении внешних условий, (в основном, имеется ввиду, зоны выращивания, поскольку агрофон считается максимальным, профессиональным). В практическом подходе параметр культурность сорта Укс, по моей методике, равна произведению 9 основных параметров (зимостойкость, /удельная/ урожайность, скороплодность, вкус и внешний вид плодов, устойчивость к парше, лежкость плодов), степень идеальности кроны, СИК, степень согласования сорта по зоне летом (ССЛ), он же «степень вызреваемости плодов в зоне (СВЗ)»). /6/. Так вот, общая величина Укс (объем качественных параметров) будет разная, в разных условиях выращивания, (складывающихся из естественных природной зоны и искусственных агрофона).

Прим. 1. Здесь, как раз, введенный в моем последнем 4-й варианте «Практической методики оценки сорта» /6/ дополнительный 9 параметр «ССЛ/СВЗ» отражает влияние условий зоны на практическую величину «культурность» сорта, в данной зоне.
Прим. 2. При этом желательно, чтобы параметры были наиболее выровнены, тогда интегральный показатель «культурность» будет стремиться к максимуму.

Причем не всегда и не обязательно в лучших условиях любое дерево будет себя чувствовать лучше (и развиваться, плодоносить или проявлять большую зимостойкость). Поэтому для каждого сорта ПД нужно подбирать наиболее соответствующие условия. Что и делается обычно селекционерами сортов в каждой из собственных зон, создающих сорта «под себя». Слепой перенос одних сортов в другие, даже с лучшим, казалось бы, природным климатом и условиями, может привести часто к обратным, резко негативным результатам. И по совокупности параметров, параметру Укс, так и, в частности – по качеству плодов, как главному параметру, отражающему «полезность» сорта, (или его «культурность», в самом широком смысле, который я в него вкладываю).

В статье /8/ «Формула культуры ПД», на рис. 8 к ней, показан численный пример, демонстрирующий, как оптимальное (гармоничное, сбалансированное), культурное развитие увеличивает общую культурность, по сравнению с однобоким, односторонним – либо только количественным (по оси мощности), либо только качественным (по оси времени, отражающей через продолжительность жизни объекта его экономичность жизнедеятельности).

3.11. ЗАКОН №14 - ОЦЕНКИ СОРТОВ ЧЕРЕЗ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИРОСТОВ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ПД


Еще одним законом, своего имени, («законом №14 Абакумова в садоводстве»), я решил назвать, в связи с ее важностью в данной теме, методику практического определения уровня культуры плодового дерева сорта в целом, параметра Укс ПД, через агро параметры сорта. Куда, в отличие от параметра «культурность дерева», Укд, в который входят только параметры дерева сорта, (зимостойкость, урожайность, скороплодность) входят еще и качественные параметры плодов (вкус, внешний вид, устойчивость к парше, лежкость плодов). Предпоследний, третий вариант такой методики, представлен в статье /5/, «Новый метод оценки сорта». (Он является усовершенствованной методикой оценки сортов, подробно рассмотренной и разработанной в предыдущих работах на эту тему, в статьях /3/ «Методики оценки сортов ПД» и /4/ «Оценка сортов ПД»). Но самый совершенный, 4 вариант методики оценки сортов я написал пару месяцев назад «Практический метод оценки сортов» /6/. Там я добавил еще пару агро параметров: степень идеальности кроны, СИК, (восьмой), и девятый параметр: степень согласования сорта по зоне летом (ССЛ), он же «степень вызреваемости плодов в зоне (СВЗ)»). /6/.

В этом законе, №14, приводится методика оценки нормированного параметра культурности сорта Укс, по 5-ти бальной системе, но по «хитрой» теоретической схеме оценки только качественных приращений отдельных параметров над минимальным пороговым значением качества параметра, принятым за единицу. Такой «усеченный» на единичку параметр назван, для универсальности, «культурностью» данного параметра Ук пар. Например, если параметр сорта Вкус плодов оценивается в 4,3 балла, то параметр «культурность вкуса» Ук вкус оценивается в 4,3-1=3,3 балла. (Правильность именно такого подхода долго обосновывается в этой и в некоторых других моих работах, на основе все той же «теории Жизни», как процесса организации, которой я пользуюсь в своих физических «моделях».)
Датой рождения этого закона можно считать 23 февраля этого, 2020 года, когда я закончил статью /6/.


3.12. ЗАКОН № 15. «КУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ» ПД СОРТА

(ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ПД СОРТА)


См. работы «Формула культуры ПД» /8/ и «Теоретический метод оценки ПД сорта» /7/.


Однако «вершиной», апогеем моих «творческих» достижений, (в собственной оценке значимости), было создание обобщенной т. н. «культурной» модели. Которая дает способ теоретического определения параметра «культурность» дерева Укд через измеренные внутренние физиологические параметры функционирующего дерева: сокодвижения (восходящей и нисходящей полуволн), осмотического давления в тканях дерева в различных его местах и в различные временные фазы сезонного развития и пр. Проявляемые также во внешних признаках растущего дерева: приростов веток и корней в длину и в массе, сырой и сухой (в энергетическом эквиваленте, в модели), а также веток и штамба в основании, в диаметре и в сечении, и др.

Этот способ, отражающий «теоретическую» методику вычисления параметра культурность Укд, сводится, в конечном итоге, к найденной формуле 1 - для расчета полной годовой культурности Укд общ= Укдо= Укд, включающей зимнюю адаптивность дерева. И к её варианту, формуле 2, отражающей только летнюю «культурность» дерева Укд лет. Эти параметры, Укд лет и Укд о, отражают одним числом интегральное качество дерева (определенного сорта), главный его общий параметр. См. статью /8/, «Формула культуры ПД». (О чем И. В. Мичурин мог только мечтать.)

Эта формула очень проста, (если суметь измерить всего несколько физиологических параметров дерева, и то лишь в относительной форме: максимальную (Рмакс) и минимальную мощность функционирования дерева в средне летний период/небольшой интервал (Рмин лет), и в середине зимы (Рмин зим). А также, прежде всего, длительность переднего фронта «роста» Тф1=Тфр «импульса жизни» (сезонного, в годовом цикле), и параметра «скороплодность» Скжизненном цикле). Кроме того, для уточнения и подстраховки результатов расчёта желательно также измерить длительности всплесков активности мощности функционирования в интервалы первого пика, роста, Тр, в начале сезона, и второго пика, созревания, Тс, в его конце. И даже длительность заднего фронта импульса жизни Тф2, отражающей крутизну спада сезонной активности дерева (скорости созревания плодов в конце сезона). И, наконец, желательно определение ширины временного окна провала функции мощности, «дельта Т», (по половинному ее уровню боковых лепестков роста и созревания, то есть по порогу средне летней Ро лет, равной средней мощности на «дне» провала Рмин лет ср), находящегося между всплесками активности функции мощности Р(т) в сезонном цикле Тс.

Эти «формулы культуры» (правильнее – «культурности», как количественного параметра оценки уровня культуры) ПД, но, для краткости в названии формулы, оставим первый термин) – я назвал «законом №15 Абакумова в садоводстве». Его днем рождения можно считать день (точнее ночь) Пасхи 2018 года (9 апреля), когда я закончил написание статьи /8/.

Хотя самым началом возникновения «идеи» дать точное физическое определение качественного понятия «культура» и найти методы количественного вычисления параметра «уровень культуры» (названного мною сокращенно «культурностью) для ПД, о чем не мог и мечтать великий И. В. Мичурин в свое время, пришла впервые мне в голову в начале 2010 года, зимой. Но поначалу тогда я думал, что это просто интенсивность обменных процессов в дереве. И что «победит та общественная система, которая покажет более высокую производительность труда», как говорил гениальный В. И. Ленин. Но потом я подумал, что, может быть, жизнь надо мерить наибольшей её экономичностью, выносливостью? Ведь если надо перелететь через космос, на другую планету, то это может выдержать только самое маленькое семечко, из которого потом, в благоприятных условиях, снова «вырастет» (возникнет) Жизнь? Так что важнее, мощность процессов биообъекта или его экономичность, обеспечивающая ему выживание в предельных отрицательных условиях существования? Так я маялся полгода, но уже тогда понял, что «культура» – это не когда в театре бегают голые мужики или бабы, а в кино нам показывают фильмы Н. Михалкова, к примеру. А некий физический параметр оптимальности функционирования объекта, отражающий уровень его развития (но в очень туманной форме, не различая количественного развития от качественного и т. п. тонкостей).

Ответ, как правильное решение, пришел неожиданно и символично, когда я плавал на надувном матрасе посреди Белого озера и загорал. Был уже прохладный август, чтобы долго купаться, а на матрасе в самый раз, и я любил на час заплывать на середину, отбиваясь иногда от прибивающего к берегу ветра. В тот злополучный сухой год не было дождя более двух месяцев, у нас в Шатурском районе горели болота, и дым застилав солнце, и даже берегов почти не было видно. И тут меня осенило – что культура как раз и состоит из двух ипостасей: и максимальной мощности (интенсивности) функционирования объекта Жизни, (любого, организующего материю и материальный мир), решающей его победу в борьбе за выживание в благоприятных, для расширительного развития (роста) условиях. И максимальной экономичности функционирования, решающей проблему выживания, оборонительную, в неблагоприятных условиях жизни. Это как меч и щит у жизни, для нападения и обороны. Или как мощность автомобиля и его экономичность.

А далее пошло как по маслу. Я написал работы «Физика культуры и жизни», «Что такое культура в жизни?», «Формула Жизни» и другие, где дал несколько десятков определений культурности объекта или процесса для разных случаев и явлений жизни. И даже для плодового дерева. Но так до конца тогда и не понял смысл сезонного «импульса жизни» СИЖ (так я назвал подъем ее активности в теплое время года, в своих последних работах /8/ и /7/ и дал определения, в нескольких вариантах, этого понятия и способ измерения его параметров, СИЖ). И только сейчас, через 8 лет, (когда умерла моя жена, а я был вынужден перебраться жить к брату в квартиру, где у меня появилась своя комната и прекрасные условия для круглосуточной работы) – я смог, наконец-то, «проткнуть» свой порог серости и непонимания и нарисовать этот «проклятый» импульс Жизни (см. /8/, ч. 4, рисунки, и /7/, рис. 1 и 2.). Которого может быть, и не существует в Природе, но для меня он есть, пусть даже временно, до появления новых сомнений. Но пока я могу быть счастлив, что разрешил для себя этот вопрос, столь долго мучивший меня, своими неразрешимыми, казалось, противоречиями. И впервые заснул спокойно, в ночь после пасхи.
В конце концов, я вышел на создание собственной «волновой теории Жизни» и «натурфилософии» атеиста (так раньше, во времена Ньютона, называли физику).

ххх

Короче, эти законы, отражающие аналогии из других областей жизни, в моей голове, сыпались как из рога изобилия, чего ни коснись. Как на каждое событие лезут слова из песен, а поэту образы и туманные ассоциации, так и в голову «технаря» лезут всякие физические и технические аналогии, (а часто и политические).


3.13. ЗАКОН №16. КУЛЬТУРНОСТЬ – ПОЛЕЗНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ.

ЗАКОН ПОДЛИННОЙ ЭЛИТЫ БИОСИСТЕМЫ.


Гласит - самые полезные (=культурные) элементы системы – это нижние, самые задавленные, у которых коэффициент культурности, равный отношению отдачи в систему (общество, Экосистему, Жизнь), и получению от неё - наибольший.

У плодовых деревьев проявляется в том, что самыми полезными оказываются нижние, чахлые маленькие листья в глубине кроны, задыхающиеся от нехватки ресурсов, (им достается и меньше всех света, и меньше питания, в последнюю очередь – так уж устроено дерево, по пирамидальному принципу «простой» системы неравенства, как законы лагерной «зоны», где царствует «пахан» в бараке.) Но из последних сил работают на систему, потребляя от неё по минимуму, часто даже ниже прожиточного, живут на износ, за «счет живота».
Тогда как верхние листья, (как и плоды), большие и блестящие, «лоснящиеся от жира», по коэффициенту отдачи, нормированном к потреблению (параметру «культурность») много ниже. Образно говоря, верхний плод или лист, самый большой, потребляет в три раза больше энергии для своего развития, чем нижний. (См. работу /2/, по моделированию кроны ПД.) Поэтому, если удалить верхние элементы дерева (ветви) дерева, то оно только облегчится и оживет, за счет прироста нижних веток и листьев на них, (и общей большей эффективности малорослых деревьев), а если удалить нижние элементы – то все дерево погибает. Низы могу прожить без верхов, а верхи без низов – нет. Это говорит о том, кто полезнее для системы, и о том, что верхние элементы паразитируют на нижних, в системе.

Многие (почти все) не понимают этого, и начинают вырубать/спиливать именно нижние ветви плодовых деревьев, поскольку им кажется, что верхние ветки сильнее и потому полезнее, и, к тому же, нижние ветки «мешаются». (Человек недалекий всегда эгоист и думает, что вся жизнь только для него, тогда как в саду главным должно быть дерево, с его интересами, если хочешь получить от него максимальную отдачу.) Так они губят свои деревья, (рубят сук, на котором сидят). (Именно так делала теща, в моем первом саду, в Больших Дворах, когда я оттуда уехал.)

Но ещё хуже, когда этого не понимают в обществе, особенно политики, «ученые» и представители СМИ. Считая верхи общества, его «надстройку» «сливками» и «элитой», главной, которая всё определяет в этой жизни. Хотя на самом деле подлинной элитой являются низовые трудовые элементы Народа, (это все, кто лучшие по коэффициенту «культурности», в моем его определении.) А подлинной элитой среди политиков являются только те, кто служат интересам Народа, воплощают в жизнь его стремление к самореализации, которое совпадет с направлением прогресса всей Жизни, в лице человечества, как высшей её формы на Земле.
И главным на планете из таких людей-политиков навсегда останется великий В. И. Ленин, гениальный социальный инженер, который первым на практике осуществил прорыв человечества в коммунистическое будущее, поняв этот «закон №16 Жизни». 150-ти летний юбилей которого мир будет отмечать 21 апреля этого года. (Я поставил ему в деревне Кулаковка гранитный постаментик с вазой и цветами, у его памятника-бюста, что рядом с бывшим сельсоветом.)

Прим. Хотя в такой «пирамидальной» системе, ярким примером которой является дерево (обычное, «сильнорослое»), есть большой смысл, на определённом этапе развития Жизни – для борьбы с внешними врагами, когда верхние элементы являются организующими массу разрозненных элементов в одну большую систему, «простого» пирамидального типа. Такое большое дерево захватывает световое и почвенное пространство Жизни, а потом подавляет все более низкие и малые растения, при этом что-то, пропорционально иерархическому уровню, достается и нижним, малым элементам. Именно для этого нижние элементы отдают свои лучшие ресурсы для поддержания своей «элиты», задачей которой ставится защита всей системы, и готовы терпеть такое неравенство. Но, если внешняя угроза пропадает, то такая подлинная элита становится паразитической «антиэлитой». (О такой властвующей элите и армии в мирное время хорошо написал Л. Толстой в статье «Путь жизни», как угнетателях трудового Народа.). В таком случае, наступления «мирной» жизни, (если изолировать карликовые деревья от сильнорослых, сажая отдельно), малые, но более эффективные в жизнедеятельности деревья, (карликовые, вплоть до колонновидных и луговых) – побеждают в «трудовом соревновании», и вытесняют из Жизни, в системе «сад», сильнорослые деревья явно выраженного «пирамидального» типа. Конец прим.

Аналогично и в обществе – скромные недополучающие работяги полезнее жирующей «элиты»: если удалить верхи, низы только распрямятся и раскроют свои возможности, и без верхов проживут, а вот верхи без низов пропадут. (См. раздел об «анти элите», в /7/). «Культурность» (полезность для Жизни) бабушки в глухой деревне, почти ничего не потребляющей от общества, кроме небольшой пенсии, оживляющей заброшенную землю, вокруг которой зеленеет обработанный участок земли, цветочки, огородик и садик; при которой куча живности (козы, куры, кошки, собаки, птички) и всегда найдется тепло для замерзающего путника – много больше, чем от большинства членов парламента или правительства «Медведева», за 30 лет не сумевшего поднять «экономику» выше уровня советского периода.

Но самый яркий пример «антикультурности» - это любой миллиардер, который вытесняет из Жизни многие тысячи «простых» «маленьких», но полезных людей.

***

Значение понимания этого закона, №16, и в садоводстве, и в жизни - огромно. Именно оно привело к созданию интенсивных садов и в принципе интенсификации садоводства, в направлении от выращивания огромных деревьев к замене их системой все более малых, от дусенов и далее к полукарликам, карликам, миникарликам, колонновидными деревьям и кончая «луговыми» прутиками.
А в обществе аналогом такого развития по пути интенсификации будет переход к коммунистической модели. Это только вопрос времени, связанный с инерционностью общественного сознания (что отражено моим законом №11инерционности развития объектов Жизни.) Но жизненная необходимость заставит людей прозревать и «созревать» быстрее. И начавшийся мировой т. н. «экономический кризис» капитализма, подкрепленный «коронавирусом», на самом деле уже не кризис, (который всего лишь временный спад в неравномерном цикле развития одной системы), а ее полный «капец», (пока еще только его начало).

Конец части 3, начало в частях 1 и 2, окончание в части 4 (с рис. 1 в приложении).

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website